Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901701654.htm


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 января 1998 года N 01-15/837


О необходимости соблюдения таможенного
и уголовно-процессуального законодательства
Российской Федерации при производстве процессуальных
действий с вещественными доказательствами
и документами

____________________________________________________________________
    Настоящий документ применяется в части, не противоречащей Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях - приказ ГТК России от 17 июля 2002 года N 758.
____________________________________________________________________



    В Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями ГТК России поступает информация о многочисленных нарушениях таможенного и уголовно-процессуального законодательства при производстве процессуальных действий должностными лицами ряда таможенных органов с товарами, транспортными средствами и документами, изымаемыми в ходе производства по делам о нарушении таможенных правил и дознания по уголовным делам.

    В обеспечение строгого соблюдения действующего таможенного и уголовно-процессуального законодательства, утвержденной Генеральной прокуратурой СССР, Минюстом СССР, МВД СССР и КГБ СССР Инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" от 18.10.89, N 034/15, приказа ГТК России от 25.06.93 N 264 "Об утверждении нормативно-методических документов", принятых коллегией по вопросу о программе развития таможенных лабораторий ГТК России, необходимо:

    1. В соответствии с требованиями статей 323, 327, 329 и 342 ТК Российской Федерации - по делам НТП и статей 83, 84, 141, 178, 179, 182 УПК РСФСР - по уголовным делам, во время изъятия или непосредственно после изъятия предметов и документов, в целях обнаружения следов таможенного правонарушения и других вещественных доказательств, выяснения обстоятельств его совершения, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечивать обязательный осмотр изъятых предметов и документов.
 
  2. К проведению осмотра в соответствии с требованиями ст.312 ТК Российской Федерации и ст.133-1 УПК РСФСР привлекать специалистов, имеющих специальные знания и навыки, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств и получения от них пояснений по вопросам, интересующим должностное лицо таможенного органа, осуществляющее производство по делу.

    3. Применять в ходе осмотров фото-киносъемку, видеозапись с обязательным соблюдением порядка, установленного действующим законодательством, для иллюстрации соответствующих фактических сведений, внесенных в протокол осмотра.

    4. При  направлении  на  экспертизу постановления (поручения) о назначении экспертизы и прилагаемых к нему материалов обеспечивать:

    - наличие в постановлении (поручении) о  назначении  экспертизы полного перечисления  всех направляемых для экспертного исследования объектов с указанием их индивидуальных особенностей;

    - соответствие в постановлении о назначении экспертизы описания направляемых на  исследования объектов аналогичным характеристикам в протоколе процессуального  действия,  в  ходе  которого   они   были осмотрены;

    - упаковку     объектов,    направляемых    на    исследование, соответствующую требованиям таможенного или уголовно-процессуального законодательства и приказа ГТК России от 25.06.93 N 264.

    5. При направлении на экспертизу для технико-криминалистического исследования различных документов, печатей и штампов должны одновременно направляться образцы подлинных бланков, печатей, штампов, а также результаты предварительно проведенной проверки, в том числе по существующим учетам направляемых на экспертизу объектов исследования.
    
    6. При изъятии изделий, содержащих драгоценные металлы, жемчуг, а также валютных ценностей,  денежных знаков, иных средств платежа и ценных бумаг в обязательном порядке обеспечивать:

    а) сохранность изъятого товара;

    б) оперативное проведение в охраняемом, специально приспособленном помещении осмотра всего товара с привлечением квалифицированных специалистов для измерения физико-химических параметров осматриваемых товаров, определения стоимости каждого изделия, подлинности валюты, платежных средств, ценных бумаг, а также производство, в случае целесообразности, фото-киносъемки, видеозаписи осматриваемых объектов; при проведении такого осмотра специалиста следует привлекать к оказанию содействия должностному лицу таможенного органа, проводящему осмотр, в систематизации изделий, валют, средств платежа и ценных бумаг по партиям, видам, группам одного вида, с их формализацией бирками с порядковыми номерами;

    в) привлечение соответствующих специалистов из государственных и иных организаций, учреждений, а также юридических лиц, имеющих в штате соответствующих специалистов для оперативного задействования их при производстве осмотров вещественных доказательств и других процессуальных действий;
    
    г) приобретение и использование минимально необходимого комплекта приборов для идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней, определения подлинности валют, средств платежа и ценных бумаг.
    
    Предлагаемые организационные мероприятия позволят:

    1. Обеспечить своевременность принятия таможенными органами решений о заведении и рассмотрении дел о НТП, возбуждении уголовных дел.
    
    2. Сократить время и  трудозатраты  при  приемке  постановлений (поручений) и материалов для производства экспертиз.

    3. Обеспечить  сохранность изъятых вещественных доказательств и ценностей  на  стадиях  расследования   таможенных   правонарушений, дознания по уголовным делам и производства экспертиз.


Заместитель председателя Комитета
                                                                                                    И.А.Межаков



Текст документа сверен по:

рассылка