Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 24 февраля 1998 года N 04-03-01
[О возможных доходах (потерях) в бюджетах стран Таможенного союза в связи
с переходом к применению налога на добавленную стоимость
по принципу места назначения товаров]
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфин России рассмотрел материалы, подготовленные Интеграционным Комитетом о возможных доходах (потерях) в бюджетах стран Таможенного союза в связи с переходом к применению налога на добавленную стоимость по принципу места назначения товаров, и сообщает следующее.
Принятие решения об освобождении от налога на добавленную стоимость и акцизов поставок товаров, произведенных российскими предприятиями для покупателей, находящихся на территории Таможенного союза, приведет к потерям доходов российского бюджета.
Так, на основании действующего порядка применения налога на добавленную стоимость и акцизов в торговле между Российской Федерацией и государствами-членами Таможенного союза (по принципу места происхождения товаров) по расчетным данным за 1997 год в бюджет Российской Федерации поступило 9,5 млрд. рублей (в масштабе цен 1998 года).
В случае перехода на общепринятый в международной практике порядок применения налога на добавленную стоимость и акцизов при поставках товаров (работ, услуг) между странами (по принципу места назначения товаров, предусматривающему освобождение от налогов товаров, экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием налогов при ввозе товаров на территорию этих стран) в условиях 1997 года в бюджет Российской Федерации было бы получено 5,4 млрд. рублей (в масштабе цен 1998 года).
Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов товаров, произведенных российскими предприятиями для покупателей, находящихся на территории государств-участников Таможенного союза, снизит возможные доходы российского бюджета по этим операциям на 43 процента.
Указанные потери доходов бюджета обусловлены, прежде всего, положительным сальдо в общем товарообороте Российской Федерации со странами Таможенного союза, а также большим удельным весом поставок из государств-участников Таможенного союза продовольственных товаров, по которым при ввозе на территорию Российской Федерации будет применяться пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Необустроенность российских пунктов пропуска товаров приведет к фиктивному экспорту товаров, что стало одним из способов уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость и незаконного возмещения из федерального бюджета сумм налога, уплаченных за материальные ресурсы, использованные при производстве таких товаров (работ, услуг).
Принятие решения об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов поставок российских товаров хозяйствующим субъектам государств-участников Таможенного союза приведет к возможности не уплачивать эти налоги в российский бюджет при расчетах за товары между российскими предприятиями путем заключения фиктивных контрактов с организациями-посредниками стран союза, что очень сложно проконтролировать в условиях "прозрачности" таможенных границ, и приведет к еще большим потерям федерального бюджета.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
официальная рассылка