Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901749194.htm


УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель министра
экономики Российской Федерации
Самохвалов А.Ф.
2 ноября 1999 года
N СА-693


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
Шпагин Р.В.
2 ноября 1999 года
N 01-23/28135


ПОЛОЖЕНИЕ
об основных требованиях к содержанию технико-экономического
обоснования * необходимости создания свободных складов, а также
необходимости создания свободных таможенных зон и осуществления
локальных проектов на их территории (предоставляется в таможенные органы
при обращении о предоставлении лицензии на учреждение свободных
складов, о представлении ГТК России в Правительство Российской Федерации
о создании свободной таможенной зоны и при согласовании с таможенными
органами проектов на территории свободных таможенных зон)

_________________
    * Использование в названии и тексте Положения термина "технико-экономическое обоснование" не означает, что должны быть выполнены все требования к основным проектным документам ТЭО, предъявляемые СНиП  N 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".

    А. Технико-экономические обоснования необходимости создания свободных складов, а также необходимости создания свободных таможенных зон и осуществления локальных проектов на их территории представляются в таможенные органы при обращении о предоставлении лицензий на учреждение свободных складов, о представлении ГТК России в Правительство Российской Федерации о создании свободной таможенной зоны и при согласовании с таможенными органами отдельных проектов и возведения зданий, строений и сооружений на территории существующих свободных таможенных зон.
    
    Представляемая информация по проекту должна быть достоверной, обоснованной и подтвержденной проектной, а при отсутствии проекта - исходно-разрешительной документацией.
    
    I. Общие предпосылки и история вопроса.
    
    1. Название и общие сведения о коммерческой организации, обратившейся за выдачей лицензии на учреждение свободного склада либо за согласованием с таможенными органами осуществления конкретных проектов и возведения зданий, строений и сооружений на территории свободных таможенных зон, и место его нахождения.
    
    2. (Заполняется только организациями, не представившими отчет в соответствии с Временным положением об анализе хозяйственной деятельности и финансового состояния организации, обратившейся за выдачей лицензии таможенных органов.)
    
    Сведения о состоятельности организации реализовать представленный проект в соответствии с лицензией либо разрешением таможенных органов по финансовым показателям, показателям хозяйственной деятельности и по качеству менеджмента. Для этого показываются:
    
    1) навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность, характеристика управляющих ревизором организации и третьей стороной (аудитором), стратегия в области маркетинга, опыт в осуществлении аналогичных проектов и данные об объеме операций на внешнем рынке, результаты деятельности и их тенденции, данные о потенциале роста и диверсификации;
    
    2) имеющийся опыт работы с использованием таможенных режимов переработки под таможенным контролем и переработки на таможенной территории; безупречность репутации перед таможенными органами подтверждается справкой заместителя начальника по оперативной работе таможенного органа, в регионе деятельности которого находится предприятие.
    

    3) для анализа качества работы организации по воспроизводству основных фондов и использования организацией существующих источников финансирования в предъявленном проекте заполняют и анализируют таблицы 1A и 1Б, используя в качестве основы для заполнения таблицы 1Б отчет организации по статистической форме 2 - КС. Использовать баланс в качестве основы для заполнения таблицы 1Б не допускается,
    
    4) приводят сведения об отсутствии у организации картотеки за обозримый период в прошлом, отсутствии серьезных финансовых санкций налоговых, таможенных и других контролирующих органов. Рассчитывают и приводят показатель суммы назначенных штрафов к величине выплаченных налогов.
    
    5) приводят описание действующего на предприятии контроля качества. Отдельно описывают применение статистических методов контроля качества.
    
    6) на момент обращения за выдачей лицензии в организации отсутствуют признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве),  а также их отсутствие в процессе осуществления проекта создания свободного склада;
    
    7) финансовая состоятельность в момент обращения, а также за все время существования организации; представляется бухгалтерская отчетность (формы N 1, N 2 и N 5) за последние три отчетных периода, по которой проводят анализ финансового состояния организации в соответствии с порядком, изложенным в Приложении 1, с использованием приведенных для сравнения количественных значений финансовых показателей. Тот же порядок используется в начальной стадии финансового анализа представленного проекта.
    
    При расчете коэффициентов по балансу целесообразно использовать методику, изложенную в Приложении 1 к распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05.12.94 N 98-р. При этом коэффициенты рассчитываются на основе данных "нового" баланса, вступившего и действие с 1997 года в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (в редакции Приказов Минфина России от 03.02.97 N 8 и от 21.11.97 N 81н);

    8) таможенный орган осуществляет первичный анализ на основании отчета уполномоченного аудитора, а также перечисленных документов, с учетом очевидных экономических, правовых и таможенных соображений, анализа движения денежных средств, а также неформализованных критериев и процедур.

    Принятие решения о состоянии организации в целом и по финансовому положению реализовать проект создания свободного склада осуществляется на основании проведенного в соответствии с Приложением 1 финансового анализа по предложенному в настоящем разделе минимальному необходимому набору показателей, для части которых также предложены требования, в том числе к количественным значениям показателей.

    При отнесении организаций к организациям с хорошим состоянием баланса следует ориентироваться на выполнение в основном (по крайней мере, за период до августа 1998 г.) приведенных в Приложении 1 требований к показателям и коэффициентам. При этом нельзя считать, что предприятия, не отвечающие всем приведенным требованиям, не осуществляют инвестиционных программ либо не являются платежеспособными. Баланс предприятия является временным срезом его финансового состояния, в связи с чем при рассмотрении значений коэффициентов, рассчитанных по балансу, следует в большей степени обращать внимание на временные тенденции, чем на значения показателей в определенный момент времени. Рассмотрение временных тенденций позволит также избежать "подгонки" значений нужных строк баланса на момент составления баланса для получения указанных результатов финансового анализа, учитывается информация, приведенная по требованиям настоящего раздела, но в основном решение принимается при рассмотрении следующего минимального набора показателей:
    
    а) коэффициент общей ликвидности, граничное значение которого может быть снижено с 2 до 1,5 - 1,7;
    
    б) коэффициент абсолютной ликвидности (граничное значение 0,05 - 0,1);
    
    в) коэффициент годности основных фондов (желательное значение 0,5-0,7). Одновременно приводят значение коэффициента годности основного производственного оборудования;
    
    коэффициенты деловой активности:
    
    г) коэффициент оборачиваемости оборотных средств (объем реализованной продукции, деленный на среднегодовую стоимость оборотных средств);
    
    д) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
    
    е) коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
    
    ж) коэффициенты рентабельности, рассчитанные согласно Приложению 1;
    
    з) выполнение с 01.01.97  обязательного превышения величины чистых активов над величиной уставного капитала (в соответствии с п.4 ст.35 Закона Российской Федерации "Об акционерных обществах");
    

    е) поскольку проекты создания свободных складов являются, как правило, инвестиционными; анализу денежных потоков проекта и предприятия в целом, проводимому в соответствии с Приложением 2, следует уделить больше внимания, чем финансовому анализу баланса предприятия. При этом в первоочередном порядке анализируют неотрицательность потока реальных денег предприятия нарастающим итогом с учетом осуществления инвестиционного проекта, а также соответствие рассчитанных финансовых коэффициентов предприятия с учетом проекта аналогичным коэффициентам без учета проекта. При этом осуществление проекта не должно привести к ухудшению финансового состояния. В то же время маловероятно резкое улучшение финансового состояния предприятия вследствие осуществления первых этапов осуществления проекта. Анализ уровня осуществляемого потока реальных денег проводят по отношению к финансированию долгосрочных обязательств, всех кредитов и инвестиций в собственное развитие. В продолжительном временном периоде поток реальных денег не должен иметь тенденцию к снижению, а по отношению к чужим пассивам не должен превышать 300%. Превышение этого порога означает повышенный риск при предоставлении лицензии.
    
    9) По отчету о движении денежных средств организации составляют справку в соответствии с последовательностью анализа движения денежных средств в Приложении 2 настоящего Положения.
    
    Дополнительно заполняют и заверяют таблицу 1.
    
    3. Цель проекта
    
    1) Отмечают наличие и содержание развитой стратегии развития организации.
    
    2) Приводят общее описание основных товаров (с выделением услуг, а также научно-технической и информационной продукции), с которыми планируется совершение операций, общее описание вида и характера таких операций, общее описание основных видов побочных товаров, которые могут получаться в результате совершения указанных операций. Особо отмечают отсутствие среди основных и побочных продуктов производства товаров, производство и ввоз которых в Российскую Федерацию запрещены.
    
    3) По каждому товару показывают его соответствие мировому уровню, показатели его эффективности и качества. Отдельно приводят показатель "наработка на отказ" для товаров, которые предполагается производить в сравнении с аналогичными показателями (для товаров, к которым данный показатель применим).
    
    4) Оценивают возможные последствия выпуска товаров. Приводят результаты предельного анализа.
    
    5) Приводят сведения об основных производителях аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров, производственных мощностях этих производителей и степени использования указанных мощностей, имеющемся научно-техническом и конструкторском заделе, патентах, лицензиях и ноу-хау.
    
    6) Характеризуют защищенность от устаревания продукции, источники получения патентов, ноу-хау, программного обеспечения, а также техники и технологий, с помощью которых будут совершаться операции.
    
    7) Приводят сведения о качестве и ценах подобных или непосредственно конкурирующих товаров, имеющихся на мировом рынке.
    
    8) Отмечают соответствие проекта уже существующим каналам сбыта либо перечисляют мероприятия по созданию сбытовой сети для новых товаров.
    
    9) Мероприятия по совершенствованию товаров (функционально-стоимостный анализ, применение статистических методов контроля качества, приобретение патентов, лицензий, научных, программных и конструкторских разработок и т.п.).
    
    4. Месторасположение будущего объекта. Документы на владение землей.
    
    Разработка ТЭО при обращении о предоставлении лицензий на учреждение свободных складов осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения будущего свободного склада.
    
    Разработка и предоставление в ГТК России ТЭО необходимости создания свободной таможенной зоны осуществляется при обращении в ГТК России о представлении ГТК России в Правительство Российской Федерации о создании свободной таможенной зоны осуществляется для свободных экономических зон, использующих таможенный режим свободной экономической зоны и включенных в федеральную программу создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации.
    
    Разработка ТЭО при согласовании с таможенными органами осуществления локальных проектов и возведения зданий, строений и сооружений на территории свободных таможенных зон осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании с администрацией свободной экономической зоны и таможенными органами места размещения будущего объекта свободной таможенной зоны.
    
    При разработке ТЭО проектов, предусматривающих строительство предприятий, зданий и сооружений, приводят сведения, свидетельствующие об учете в проекте (исходно-разрешительной документации) решений, принятых в схемах и проектах районной планировки, генеральных планах объектов, включающих в себя города, поселки городского типа и сельские поселения, если такие имеются, проектах планировки жилых, промышленных и других функциональных зон.
    
    Б. Общий анализ рынка и концепция маркетинга.
    
    I. Деловая среда и сегментация.
    
    Соответствие проекта потребностям рынка основных и побочных товаров, которые могут получаться в результате совершения операций на свободном складе (иностранные рынки - с указанием страны (группы стран);
    
    внутренний рынок - с указанием субъектов Российской Федерации (регионов).
    
    1. Характеристика и показатели спроса
    
    Приводят развернутую характеристику рынка основных и побочных товаров, которые могут получаться в результате совершения операций на свободном складе, в том числе:
    
    - состояние спроса и предложения (емкость рынка и степень его обеспечения с учетом качества товаров, уровня цен, инфляции и состояния деловой активности по отношению к предполагаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) и качественную оценку общей емкости рынка (низкая, средняя, высокая);
    
    - источники поступления товаров на рынок: для иностранных товаров - страна происхождения товаров и, в соответствующих случаях, страна происхождения товаров, использованных в качестве материалов, подвергнутых достаточной переработке; для российских товаров - субъект Российской Федерации (региона), на территории которого производятся товары;
    
    - сведения об основных потребителях аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров;
    
    - необходимость маркетинговых исследований и рекламы;
    
    - оценка препятствий для проникновения на рынок;
    
    - оценка вероятности коммерческого успеха;
    
    - эластичность цены на продукцию;
    
    - оценка ожидаемого характера конкуренции (в области цен, качества и т.д.) и ее влияния на цену продукта.
    
    II. Маркетинговая стратегия.
    
    Описание политики учредителя свободного склада в области сбыта товаров, планируемых к получению на свободном складе, в том числе сравнительный анализ с политикой в этой области производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров.
    
    III. Издержки (с учетом имеющихся сведений о рынке и предполагаемой маркетинговой стратегии).
    
    IV. Воздействие проекта на иные аспекты.
    
    В. Сырье и материалы.
    
    I. Общая ситуация.
    
    Указывают источники получения ресурсов (отдельно в отношении иностранных рынков и внутреннего рынка с указанием соотношения использования иностранных рынков и внутреннего рынка - при достижении общей проектной мощности и на каждом этапе достижения этой цели, при использовании российских ресурсов также указывают соответствующий субъект Российской Федерации (регион). Факторный анализ влияния таможенного режима свободного склада на соотношение использования иностранных рынков и внутреннего рынка. Наличие службы, обеспечивающей конструкторско-технологическое сопровождение и ее влияние на увеличение доли отечественных компонентов в продукции.
    
    II. Годовая потребность в сырье и материалах.
    
    По топливно-энергетическому балансу и материальному балансу технологических процессов показывают потребность в основных ресурсах, в том числе:
    
    - количество сырья, материалов и компонентов, необходимых для получения товаров на свободном складе, сведения о комплексном использовании сырья при достижении общей проектной мощности и на каждом этапе достижения этой цели;
    
    - количество электро- и теплоэнергии, воды, топлива и других ресурсов, необходимых для получения товаров на свободном складе, при достижении общей проектной мощности и на каждом этапе достижения этой цели.
    
    III. Наличие ресурсов
    
    Сведения о доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования.
    
    Потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).
    
    Г. Месторасположение объекта, участок и окружающая среда.
    
    I. Краткая характеристика района. Описание площадки строительства с учетом решений и показателей по генеральному плану. Основные планировочные решения. Организация охраны предприятия. Мощности подрядных строительных организаций, предприятия стройиндустрии и источников местных ресурсов.
    
    II. Критические аспекты и причины выбора. Анализ негативных последствий, связанных с выбором данного места.
    
    III. Издержки.
    
    - Раскрываются специфические издержки от выбора именно данного места.
    
    Д. Проектирование и технологии.
    
    Сведения об утвержденных (одобренных) Обоснованиях инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, проведенных в соответствии с СП 1105 (СНиП 11101) и принятых в Обоснованиях решениях, подтверждение соответствия разработанной исходно-разрешительной либо проектной документации государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим условиям и требованиям, определяемых органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта. Копии оформленных согласно установленному порядку согласований об отступлениях от действующих нормативных документов.
    
    I. Производственная программа и мощности.
    
    Инвестиционная программа по инвестиционным проектам и программа производства по всем проектам (срок, в течение которого планируется достижение общей проектной мощности; установленные этапы достижения указанной цели): планируемые для получения в конце этапа по каждому виду продукции объем производства (в натуральном и стоимостном выражении), объем реализации с выделением экспорта, цена реализации за единицу продукции, выручка от реализации. Факторный анализ влияния таможенного режима свободного склада, свободной таможенной зоны на программу производства;
    
    II. Краткая характеристика и обоснование решений по технологии производства, с помощью которых будут совершаться операции и указанием ее недостатков. Данные сравнительного анализа техники и технологий, с помощью которых будут совершаться операции, с техникой и технологиями, имеющимися на внутреннем и иностранных рынках. Факторный анализ влияния использования таможенного режима свободного склада, свободной таможенной зоны на планируемые к применению технологии. Необходимость технологических нововведений.
    
    III. Общая схема каждого проекта.
    
    IV. Основные элементы предприятия (предприятий).
    
    V. Перечень основных требуемых работ. Характеристика операций, планируемых к совершению на свободном складе, свободной таможенной зоне (характеристика производства).
    
    Е. Организация и накладные расходы. Схема управления. Текущие затраты (таблица 12).
    
    Накладные расходы (заработная плата основная и дополнительная с отчислениями на социальные нужды рабочих и служащих, не занятых непосредственно в производстве; заработная плата с отчислениями на социальные нужды персонала неуправленческого характера и т.п. (таблица 26).
    
    Ж. Трудовые ресурсы.
    
    I. Социально-экономическая и культурная сфера в регионе, привлечение иностранных специалистов. Наличие профессиональной и высшей школы в регионе, уровень образования, традиции, навыки и опыт работы на предприятии.
    
    Предполагаемая численность производственного персонала, необходимого дополнительно в Российской Федерации (с указанием субъекта Российской Федерации и населенного пункта) для обеспечения совершения операций на свободном складе при достижении общей проектной мощности.
    
    II. Основные кадры.
    
    Численность производственного персонала, необходимого непосредственно для совершения операций на свободном складе, при достижении общей проектной мощности и на каждом этапе. Наличие необходимого производственного персонала (численность и квалификация).
    
    3. Схема осуществления проекта (проектов). Описание системы управления и организации труда.
    
    I. Продолжительность строительства и монтажа оборудования (сетевой план).
    
    II. Продолжительность пускового и начального производства (сетевой план до выхода на проектную мощность).
    
    III. Действия по своевременному осуществлению проекта. Описание организации строительства:
    
    степень готовности на день составления ТЭО к созданию и обеспечению функционирования свободного склада, объекта свободной таможенной зоны;
    
    состояние менеджмента, план мероприятий по его совершенствованию;
    
    контрактная документация.
    
    И. Финансовый анализ и оценка инвестиций.
    
    Количественные значения финансовых показателей для проведения начальной стадии финансового анализа проекта приведены в приложении 1.
    
    По отчету о движении денежных средств в проекте (таблица 14), а также по отчету о движении денежных средств по организации-реципиенту, составляют справку в соответствии с последовательностью анализа, показанной в приложении 2 настоящего Положения.
    
    Оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте приводят по сметно-финансовой документации, а при ее отсутствии - по исходно-разрешительной документации.
    
    При наличии проектно-балансовых ведомостей, их приводят в форме бухгалтерского баланса с частично агрегированными показателями.
    
    Условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения.
    
    Условия прекращения реализации проекта.
    
    I. Описание критериев, определяющих оценку инвестиций. Поскольку льготы, предусмотренные таможенными режимами свободного склада, свободной таможенной зоны, могут рассматриваться как прямая поддержка инвесторам и реципиентам со стороны государства, ГТК России рассматривает выдачу лицензии на учреждение свободного склада, предоставление таможенного режима свободной таможенной зоны или разрешение на реализацию проектов на территории уже существующей свободной таможенной зоны по аналогии с предоставлением налогового кредита либо государственных гарантий и оценивает представленные проекты в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, (утвержденным Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России 31 марта 1994 года N 7 - 12 / 47), а также Порядком предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года N 1470). Проекты считают принципиально осуществимыми, если в представленном технико-экономическом обосновании в расчетах потока денежных средств (таблица 14) для каждого конкретного промежутка времени величина сальдо накопленных (т.е. взятых нарастающим итогом) денежных средств (другие названия - поток наличности, поток реальных денег, Cash Flow), положительна.
    
    Оценивают также соответствие проектов целям использования таможенных режимов свободного склада, свободной таможенной зоны. При этом в качестве целей использования рассматривается не только рентабельность проекта, но и вся заработная плата, выплачиваемая на территории региона, а также сумма всех налогов в бюджеты разных уровней. Таким образом, ГТК России оценивает целесообразность предоставления таможенных режимов свободного склада и свободной таможенной зоны для проекта, учитывая всю сумму средств, которые были заработаны и остались на территории региона и страны. Поскольку таможенный режим свободного склада по сути наиболее близок к таможенным режимам переработки, оценивается прежде всего возможность в результате осуществления проекта добавить максимально возможную стоимость к товару на территории свободного склада, то есть оценивается максимальный доход от проекта, включающий не только балансовую прибыль, но и выплачиваемую в регионе заработную плату. Такой подход для сравнительного анализа проектов приводит к появлению определенных отраслевых приоритетов, которые необходимо учитывать при принятии решений о выдаче лицензий на учреждение свободных складов и разрешений на реализацию проектов на территории действующих свободных таможенных зон.
    
    Документы на учреждение свободных складов от предприятий должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям, прежде всего, к добавленной стоимости, насколько это возможно при отраслевой принадлежности складов. В то же время при выборе проектов учитывают естественные отраслевые приоритеты.
    
    Поскольку таможенными режимами свободного склада, свободной таможенной зоны предусмотрены освобождения от уплаты таможенных платежей (в частности, за ввоз на их территорию оборудования), при оценке проектов необходимо учитывать возможность осуществления приоритетных для государства направлений.
    
    Принимать решение по индивидуальному проекту или выбирать проекты на основе одного формального критерия не допускается. Решение следует принимать с учетом множества различных, в том числе противоречивых, характеристик проекта и его участников (как количественных, так и качественных), относящихся к экономическим, бюджетным, таможенным, социальным аспектам и разнообразным рискам реализации проекта.
    
    1. Для принятия решения о выдаче лицензии таможенных органов на учреждение свободного склада либо реализации инвестиционного проекта на территории свободной таможенной зоны необходимо выполнение ряда условий, которые можно сформулировать в виде следующих обязательных критериев принятия такого решения.
    
    1) Соответствие проекта требованиям таможенных органов в соответствии с Положением о свободных складах.
    
    2) Положительность величины сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, в котором данный участник производит затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о том, что представленный проект не может быть осуществлен, независимо от значений интегральных показателей эффективности. Претендент должен привлечь дополнительные собственные (увеличивая доходную часть и (или) уменьшая расходную) или заемные средства и с учетом этих средств повторить расчет эффективности.
    
    3) Соответствие критерию неотрицательности значения чистого дисконтированного дохода (другие названия - интегральный эффект, чистая приведенная стоимость, Net Present Value (NPV) в конце последнего года реализации проекта.
    
    4) Наличие в проекте блока анализа рисков (чувствительности) проекта, прежде всего, по объему реализации продукции в натуральном выражении, цене реализации продукции, изменению структуры оплаты (денежная или неденежная). При этом проект должен удовлетворять условиям, изложенным в пунктах 2) и 3) настоящего подраздела при отклонении указанных показателей на 10-15% в сторону уменьшения.
    
    5) Достоверность данных по инвестиционным затратам, текущим затратам и объему продаж продукции достигается предоставлением существующей проектно-сметной документации (при ее отсутствии - исходно-разрешительных документов), прежде всего "Обоснований инвестиции в строительство предприятий, зданий и сооружений", утвержденных Сводом Правил СП-1105 (СНиП 11101).
    
    6) Соответствие рассчитанных финансовых коэффициентов предприятия с учетом проекта аналогичным коэффициентам без учета проекта. При этом осуществление проекта не должно привести к ухудшению финансового состояния. В то же время маловероятно резкое улучшение финансового состояния предприятия вследствие осуществления первых этапов осуществления проекта.
    
    7) Важнейший критерий при принятии решения - бюджетный эффект проекта, рассчитанный в соответствии с положениями подраздела V. 3 настоящего раздела. При этом экономический эффект от реализации проекта должен превышать объем льгот по таможенным платежам, предусмотренным таможенным режимом свободного склада или свободной таможенной зоны.
    
    8) Соответствие одному или нескольким целевым экономическим критериям (п.8. данного раздела).
    
    2. Для всех проектов, кроме проектов создания свободных складов и свободных таможенных зон торгового типа, а также свободных складов и свободных таможенных зон производственного типа, создание которых предусматривает производство продукции, предназначенной для экспорта, является обязательным наличие решения Правительства Российской Федерации в соответствии с. п.3 ст.33 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" об определении страны происхождения товаров, перемещаемых с территории свободного склада на таможенную территорию Российской Федерации.
    
    3. Необязательными, но важными для всех проектов (кроме проектов создания свободных складов, по которым принято решение вышестоящего органа государственного управления, либо связанных с привлечением иностранных инвестиций), являются следующие требования и критерии.
    
    1) Проекты представлены предприятиями, имеющими наиболее высокие показатели финансовой и с точки зрения критериев реципиента, состоятельности для осуществления проекта создания свободного склада.
    
    2) Предприятие-претендент имеет опыт работы с таможенными режимами переработки на таможенной территории либо под таможенным контролем, по сути наиболее близкими к таможенному режиму свободного склада.
    
    4. Обязательными для всех проектов создания свободных складов и всех проектов на территории свободных таможенных зон, предусматривающих привлечение иностранных инвестиций (займов) в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней, являются следующие требования и критерии.
    
    1) Соответствие валютной операции по привлечению предприятием-претендентом кредита (займа) от нерезидентов требованиям действующего валютного законодательства.
    
    2) Наличие у предприятия-претендента разрешения Банка России на привлечение кредита в иностранной валюте (при разрешительном порядке), либо подтверждения факта регистрации кредитной операции в территориальном учреждении Банка России (при регистрационном порядке).
    
    II. Полные инвестиционные издержки. При отсутствии данных о сметной стоимости, приводят данные о стоимости, рассчитанной в установленном порядке.
    
    Общие инвестиционные издержки (сметная стоимость (либо стоимость) проектно-изыскательских работ; плата за землю с выделением некапитализируемых затрат; стоимость привлечения основных фондов, уже существующих на начало разработки проекта; подготовка территории строительства; стоимость строительно-монтажных работ; некапитализируемые затраты из общего объема стоимости СМР; стоимость оборудования; прочие инвестиционные издержки с выделением затрат на патентование и приобретение лицензий, результатов НИиОКР, услуг, "ноу-хау"; некапитализируемые затраты из общего объема прочих инвестиционных издержек; предпроизводственные затраты; капитальные вложения в прирост оборотных средств). Количественные характеристики приводят в таблице 24.
    
    III. Полные издержки на проданную продукцию.
    
    1. Производственные издержки. Заводские накладные расходы, издержки по сбыту продукции (таблицы 23, 25, 26).
    
    2. Затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов учредителя свободного склада, в том числе общая выручка, прямые и косвенные финансовые результаты (изменение доходов посторонних лиц, рыночной стоимости зданий, строений и сооружений и т. п.).
    
    3. Расчет потребности в оборотных средствах (таблица 22).
    
    4. Описание механизма учета инфляции, задержек платежей и прочих подобных факторов, влияющих на ценность денежных средств. Прогнозы индексов изменения цен основных используемых ресурсов.
    
    Значения индексов изменения цен на отдельные виды продукции и ресурсов сравнивают с прогнозами Минэкономики Российской Федерации и согласовываются с Минэкономики России и Минфином России.
    
    IV. Финансирование проекта.
    
    1. Финансовое обеспечение создания и функционирования свободного склада, в том числе общая сумма требуемых денежных средств, возможные источники финансирования с выделением суммы собственных денежных средств и суммы денежных средств, которые можно привлечь. Источники финансирования, которые предполагается использовать, сравнивают с источниками финансирования, приведенными в таблице 1А и приводят комментарии.
    
    2. Приводят оценку нормы дисконта с обоснованием (дисконтирование -приведение разновременных экономических показателей к одному моменту времени, называемому точкой приведения).
    
    1) Для собственного капитала норма дисконта определяется исходя из депозитного процента по вкладам (либо дохода, получаемого по долларовым еврооблигациям до срока погашения долговых обязательств и т.п.), увеличенного вследствие инфляции и риска, связанного с инвестициями. Если увеличение в целях привлечения инвестиций произошло на величину, большую, чем оправданная инфляцией и риском, данное обстоятельство отмечают специально, как могущее привести к увеличению банковского процента.
    
    2) Для заемного капитала нормой дисконта является процентная ставка, определяемая условиями процентных выплат и погашении по займам.
    
    3) Для смешанного капитала (наиболее общий случай) норма дисконта определяется как средневзвешенная стоимость (сумма стоимостей капиталов каждого вида, умноженных на их долю в общем капитале) капитала - WACC (Weighted Awerage Cost of Capital), рассчитанная с учетом структуры капитала, налоговой системы и др.
    
    3. Указывается фактор, подлежащий обязательному учету при принятии решения о предоставлении таможенного режима свободного склада либо свободной таможенной зоны - принадлежность данного проекта к конкретной государственной целевой программе, с указанием возможной суммы финансирования.
    
    V. Оценка инвестиций (таблицы 2 - 21). Если произведены сметно-финансовые расчеты, их представляют в приложении 3.
    
    1. Расчет чистой прибыли, в том числе выручки (валового дохода) от реализации (с налогом на добавленную стоимость и без него), затрат на совершение операций на свободном складе, в свободной таможенной зоне, прибыли (убытка) от внереализационных операций, балансовой прибыли и прибыли на другие платежи государству, чистой прибыли.
    
    Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность операций, планируемых к совершению на свободном складе, в свободной таможенной зоне, в том числе сведения о проводимых исследованиях по повышению коммерческой и экономической эффективности.
    
    2. Расчет следующих показателей экономической эффективности:
    
    1) интегрального эффекта (чистая приведенная стоимость или чистый дисконтированный доход), используется при оценке альтернативных проектов для выбора одного из вариантов, должен быть неотрицателен в конце последнего года реализации проекта;
    
    2) индекса доходности (называют также индексом прибыльности);
    
    3) внутренней нормы прибыли (доходности, рентабельности, возврата инвестиций), используется при анализе независимых проектов (проектов, которые могут осуществляться независимо друг от друга) для ранжирования независимых проектов в целях лучшего распределения инвестиций;
    
    4) срока окупаемости;
    
    5) других показателей, отражающих специфику проекта. Для проектов, связанных с созданием свободной таможенной зоны или свободного склада, объем инвестиций в которые составит более 500 млн. деноминированных рублей, приводят расчет показателей экономической эффективности на уровне регионов и народного хозяйства (таблицы 2-21) в целом (раздел М).
    
    2. Расчет следующих показателей коммерческой эффективности, как соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму рентабельности:
    
    1) потока реальных денег (разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности):
    
    а) потока реальных денег от инвестиционной деятельности;
    
    б) потока реальных денег от операционной деятельности;
    
    в) потока реальных денег от финансовой деятельности;
    
    2) сальдо реальных денег (разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности);
    
    3) чистой ликвидационной стоимости объекта (чистый поток реальных денег на стадии ликвидации объекта);
    
    4) срока полного погашения задолженности;
    
    5) доли участника в общем объеме инвестиций.
    
    3. Для оценки финансового воздействия проекта на национальную экономику приводят расчет следующих показателей бюджетной эффективности:
    
    1) бюджетного эффекта (превышение доходов конкретного бюджета над расходами на каждый год реализации проекта);
    
    2) интегрального бюджетного эффекта (сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов);
    
    3) внутренней нормы бюджетной эффективности;
    
    4) срока окупаемости бюджетных затрат;
    
    5) степени финансового участия государства (сумма предоставляемых льгот отдельно сравнивается с объемом инвестиций).
    
    При этом в состав расходов бюджета включают:
    
    - средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
    
    - кредиты Центрального банка Российской Федерации, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих погашению за счет бюджета;
    
    - прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
    
    - выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
    
    - выплаты по государственным ценным бумагам;
    
    - государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;
    
    - средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба вследствие реализации проекта (финансируются и учитываются в исполнительных сметах фактических расходов).
    
    В состав доходов бюджета включают:
    
    - налог на добавленную стоимость и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи в данном году в бюджет российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся к осуществлению проекта;
    
    - сумму увеличения (со знаком "минус" - уменьшения) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленного влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
    
    - поступающие в бюджет таможенные платежи по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
    
    - эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление  проекта;
    
    - дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным для финансирования проекта;
    
    - поступления в бюджет сумм подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;
    
    - суммы поступлений в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра, за лицензии на ведение геологоразведочных работ и других, обусловленных осуществлением проекта;
    
    - доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
    
    - сумма погашения льготных кредитов, выделенных на осуществление проекта, за счет средств бюджета, и сумма на обслуживание этих кредитов;
    
    - штрафы и санкции за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов при осуществлении проекта.
    
    К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды.
    
    Проводят факторный анализ влияния использования таможенного режима свободного склада, свободной таможенной зоны на коммерческую, экономическую и бюджетную эффективность.
    
    VI. Аспекты неопределенности и стратегия в условиях рисков. Оценка рисков независимым экспертом (таблица 27). В данном блоке проводится анализ рисков (чувствительности) проекта, прежде всего, по объему реализации продукции в натуральном выражении, цене реализации продукции, изменению структуры оплаты (денежная или неденежная). При этом проект должен удовлетворять условиям реализуемости, изложенным в пунктах 2) и 3) раздела И I.1, при отклонении указанных показателей на 10-15% в сторону уменьшения.
    
    - Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.
    
    - Наличие разработанных правил поведения участников в возможных нештатных ситуациях (напр., ситуации, сценарий которых предусматривает соответствующие действия на каждое значимое изменение условий проекта). Наличие предусмотренных в проекте специфических механизмов стабилизации, обеспечивающих защиту интересов участников при неблагоприятном изменении условий реализации проекта (с выделением случаев, когда цели проекта достигнуты не полностью или не достигнуты вообще) и предотвращающих возможные действия участников, ставящие под угрозу его успешную реализацию.
    
    - Размер дополнительных затрат на применение предусмотренных в проекте стабилизационных механизмов, его зависимость от условий реализации проекта, ожиданий и интересов участников, их оценок степени возможного риска.
    
    - Наличие учета таких затрат при определении эффективности проекта.
    
    - Неполнота и неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятия-реципиента (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств). В представленной бухгалтерской отчетности предприятия-заявителя все документы должны быть внутренне непротиворечивыми и заверены подписями первого руководителя и главного бухгалтера и печатью. Проверяют внутренние экономические связи показателей и временные зависимости (по аналогии с Приложением 1), соответствие финансового плана с данными учета и бизнес-планом. Достоверность данных по инвестиционным затратам, текущим затратам и объему продаж продукции достигается предоставлением существующей проектно-сметной документации (при ее отсутствии - исходно-разрешительных документов), прежде всего "Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", утвержденных Сводом Правил СП-1105 (СНиП 11101).
    
    - Наличие системы сбора, обработки и учета на разных стадиях реализации проекта, информации о меняющихся условиях его реализации в системе управления реализацией проекта. Способность этой управляющей системы учесть изменения условий реализации проекта, произведя корректировку проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров между ними.
    
    - Показывается, как риски или неопределенность условий реализации проекта учитываются при установлении и корректировке параметров проекта:
    
    1) на увеличении сроков строительства (за счет учета возможных издержек);
    
    2) на увеличении стоимости строительства (за счет пересмотра проектных решений и непредвиденных расходов);
    
    3) на учете запаздывания платежей, неритмичности поставок, штрафах за нарушения договорных обязательств;
    
    4) на стоимости страхования определенного вида инвестиционного риска или ожидаемых потерях от этого риска. Ставка процента за кредит показывается с выделением стоимости страхования рисков и стоимости обеспечения кредита;
    
    5) на увеличении нормы дисконта;
    
    6) на увеличении требуемой внутренней нормы доходности.
    
    8. Оценка воздействия на национальную экономику.
    
    - Описывают социальные (воздействие проекта на уровень занятости, возможная реакция на уровень занятости) и экологические (наличие вредных продуктов и производственных процессов) последствия создания и функционирования свободного склада, совершения операций на нем.
    
    - Описывают отношение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых планируется создание свободного склада, к его созданию. Отдельно показывается финансовое участие регионального фонда развития производства в реализации проекта. В качестве одного из показателей, насколько благоприятна экономическая среда, приводится статистика по региону, характеризующая динамику развития малого и среднего бизнеса.
    
    Оценивают воздействие проекта на один из следующих экономических аспектов, которые также являются экономическими целевыми критериями:
    
    - организация или существенное увеличение производства, а также углубление переработки товаров, предназначенных для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации;
    
    - организация или существенное увеличение производства товаров, не производимых ранее на территории Российской Федерации и/или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в больших размерах, эффективное замещение существующего импорта;
    
    - привлечение инвестиций в производство товаров, в том числе привлечение иностранных инвестиций, в больших объемах;
    
    - организация наукоемкого производства с использованием научно-технических достижений мирового уровня;
    
    - создание, освоение и распространение техники и технологии, могущих привести к значительному повышению технического уровня отраслей экономики страны;
    
    - конверсия оборонной промышленности, если в результате деятельности свободного склада конверсируемая организация может отказаться от мер государственной поддержки такой конверсии и финансирования из федерального бюджета на возмездной основе инвестиционных программ конверсии;
    
    - решение социальных проблем в отдельных субъектах Российской Федерации, если в результате деятельности свободного склада уменьшится потребность данного субъекта Российской Федерации в средствах, направляемых из федерального бюджета;
    
    - обеспечение трудовой занятости населения региона путем создания значительного количества новых рабочих мест;
    
    - создание условий для значительного расширения внешнеторговых связей Российской Федерации и ее отдельных регионов, а также увеличения цены реализации экспортируемых товаров;
    
    - создание или модернизация объектов транспортной инфраструктуры общего пользования;
    
    - решение иной важной задачи, отвечающей экономической политике Российской Федерации.
         
    К. Выводы.
    
    - Общие выводы о коммерческой необходимости, технической возможности, экономической и социальной целесообразности создания свободного склада, применения таможенного режима свободной таможенной зоны и выполнении требований, предъявляемых таможенными органами к обустройству проекта.
    
    I. Достоинства проекта.
    
    II. Недостатки проекта.
    
    III. Оценка шансов на осуществление проекта. Осуществляется с учетом рисков и чувствительности проекта согласно разд. И. V. 7). В таблице 28 приводятся мнения независимых экспертов.
    
    Л. Дополнительные требования к составу показателей ТЭО при обосновании создания свободных складов в зависимости от целей их создания.
    
    При разработке технико-экономического обоснования создания свободного склада производственного типа, в связи с дополнительными требованиями к нормативной базе создания свободных складов, ориентированных на внутренний рынок, исходным является разграничение целей (проектов) всех предприятий, претендующих на предоставление им режима свободного склада, на два вида:
    
    I. Свободные склады торгового типа и свободные склады производственного типа, целью создания которых является организация или существенное увеличение производства товаров, предназначенных для экспорта. При этом проекты создания свободных складов производственного типа анализируются изолированно, в качестве независимых проектов и могут не подвергаться сравнительному анализу;
    
    II. Прочие свободные склады, создание которых позволит получить экономический эффект, превышающий объем льгот по таможенным платежам, предусмотренных таможенным режимом свободного склада, а также отвечает одной или нескольким экономическим целевым критериям, указанным в п.8) раздела IX настоящего Положения.
    
    III. Состав дополнительных показателей при составлении ТЭО на создание свободного склада производственного типа в зависимости от целей:
    
    1. При создании свободных складов, целью которых является организация или существенное увеличение производства товаров, предназначенных для экспорта (не требуется создание дополнительной нормативной базы).
    
    2. При создании иных свободных складов производственного типа, требующих дополнительной нормативной базы для решения вопроса о происхождении товаров в порядке, предусмотренном п.3 ст.33 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
    
    Документы на учреждение таких свободных складов принимаются к рассмотрению при наличии документа, решающего вопрос об определении страны происхождения товаров, ввозимых с территории свободного склада на таможенную территорию Российской Федерации в порядке, предусмотренном п.3 ст.33 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
    
    1) Связанные с привлечением иностранных инвестиций или решением вышестоящих органов управления.
    
    Остальные (нижеследующие) проекты не только оцениваются, как независимые, но и подлежат обязательному сравнительному анализу и ранжированию по всем группам критериев.
    
    2) Удовлетворяющие обязательным критериям или большинству из них. Для свободных складов данного типа годовой объем капитальных вложений должен составлять сумму, превышающую сумму амортизационных отчислений, а также таможенных и налоговых льгот предыдущего года.
    
    Важнейшим условием предоставления лицензии в данном случае является наличие опыта работы с использованием таможенных режимов переработки, как содержательно наиболее близких к таможенному режиму свободного склада.
    
    Наряду со сравнительным анализом проектов, их сравнением ожидаемыми результатами работы с использованием других таможенных режимов, рассматривают вопрос о валютной самоокупаемости. Решение принимается при одновременном учете сведений раздела 1.1. 2). настоящего Положения.
    
    Сравнительный анализ проводится для следующих видов проектов, имеющих равные приоритеты.
    
    а) Входящие в государственные целевые программы либо интегрированные в общее направление развития региона.
    
    б) Ориентированные на эффективное замещение существующего импорта.
    
    в) Ориентированные на развитие депрессивных регионов.
    
    г) Связанные с организацией наукоемкого производства с использованием научно-технических достижений и разработок мирового уровня.
    
    д) Проекты, не отвечающие данным критериям, но представленные предприятиями, имеющими наиболее высокие показатели финансовой (п. III. 1.3) а) и с точки зрения критериев реципиента, состоятельности для реализации проекта создания свободного склада.
    
    Проекты, описанные выше группы III.2.2), рассматриваются как более приоритетные. Проекты разных приоритетов совместному сравнительному анализу не подлежат.
    
    Для сравнительного анализа и ранжирования проектов равной приоритетности применяют методы сравнительной оценки с использованием количественных и качественных показателей.
    
    М. Дополнительные требования к составу показателей ТЭО при обосновании необходимости создания свободных таможенных зон.
    
    Для проектов, связанных с созданием свободной таможенной зоны, а также при создании свободных складов, объем инвестиций в которые составит более 500 млн. деноминированных рублей, приводят расчет показателей экономической эффективности на уровне регионов и народного хозяйства в целом.
    
    Приводят показатель интегрального народнохозяйственного экономического эффекта, расчеты показателей экономической эффективности, приведенных в разд. И. V. 5. настоящего Положения, для региона и народного хозяйства в целом. При этом в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
    
    конечные производственные результаты выручка от реализации всей произведенной продукции (за вычетом продукции, потребляемой российскими предприятиями - участниками проекта), выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности, создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
    
    социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионе;
    
    прямые финансовые результаты;
    
    кредиты и займы иностранных государств, поступления от ввозных таможенных пошлин и т.п.
    
    Учитывают косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта:
    
    изменения доходов сторонних предприятий и граждан;
    
    изменения рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, включая объекты незавершенного строительства, пустующие здания и т.п.;
    
    затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей;
    
    потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
    
    Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели и приводятся для его учета при принятии решений выдаче лицензии.
    
    В связи с тем, что на данном этапе развития экономики депозитный процент по вкладам не определяет реальную цену денег, являясь скорее одним из инструментов подавления инфляции и поддержания курса национальной валюты, для оценки экономической и коммерческой эффективности проектов на уровне народного хозяйства, норма дисконта должна отражать не только чисто финансовые интересы государства, но и временные предпочтения членов общества в отношении значимости доходов в различные периоды времени, в том числе по социальным и экологическим результатам. Такая норма дисконта, учитывающая социальные результаты, по сути является социально-экономическим нормативом, и подлежит согласованию с Министерством экономики Российской Федерации.