Вопрос:
ОАО в соответствии с межправительственным соглашением осуществляет комплекс работ по модернизации и реконструкции атомной электростанции в иностранном государстве.
Через ОАО в 1997-2000 годах будут проводиться проектные исследовательские и другие инжиниринговые работы, осуществляться поставки оборудования, приборов, материалов, выполняться монтажные, шеф-монтажные, пусконаладочные работы, работы по авторскому надзору и научному руководству пуском систем в эксплуатации. Финансирование выполнения работ будет осуществлено за счет кредитных средств, предоставляемых Правительством РФ.
ОАО, кроме посреднических операций, обеспечивает собственными силами проработку заказов, принимает участие в разделении объемов работ между российскими и западными организациями, обеспечивает координацию работ российских проектных и научно-исследовательских институтов, комплектацию оборудования, организацию выполнения монтажных, пусконаладочных работ и авторского надзора на объекте реконструкции, а также услуг по обеспечению надзора на объекте реконструкции, а также услуг по обеспечению вопросов, связанных с пребыванием группы специалистов на модернизируемых объектах.
Взимается ли по перечисленным работам НДС и облагаются ли указанным налогом суммы авансовых платежей, поступившие в счет выполнения этих работ?
Если да, то возможно ли освобождение от НДС стоимости сумм авансовых платежей, поступающих в ОАО в счет реализации товаров, работ, услуг?
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ
ПИСЬМО
от 7 мая 1997 года N 04-03-08
[По вопросам применения льготы по налогу на добавленную стоимость
при экспорте товаров (работ, услуг)]
Департамент налоговых реформ, рассмотрев Ваше письмо по вопросам применения льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) и освобождения от налога на добавленную стоимость авансовых платежей, поступающих за эти товары (работы, услуги), сообщает следующее.
Согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость от этого налога освобождаются товары, реализуемые на экспорт, как собственного производства, так и приобретенные, в том числе по договорам комиссии и поручения через посреднические организации.
Для обоснования льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров через посреднические организации по договору комиссии или поручения в налоговые органы предъявляются в обязательном порядке документы, указанные в п.22 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений N 4).
Кроме того, при поставке экспортируемых товаров через посредническую организацию для обоснования льготы по налогу на добавленную стоимость собственник товаров должен предъявить договор комиссии или поручения о поставке указанных товаров на экспорт и копию контракта, заверенную в установленном порядке, организации-посредника с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров.
В связи с изложенным при соблюдении вышеуказанных условий налог на добавленную стоимость при экспорте товаров предприятиями через посредническую организацию не взимается.
В соответствии с п.5 ст.4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом дополнений, внесенных Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость") местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом, признается место нахождения этого имущества. В связи с этим по инжиниринговым, монтажным, шеф-монтажным, пусконаладочным работам, работам по авторскому надзору и научному руководству пуском систем в эксплуатацию в рамках реализации программы реконструкции и модернизации АЭС, находящейся в дальнем зарубежье, налог на добавленную стоимость в российский бюджет не взимается и суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет выполнения этих работ (услуг), налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Что касается посреднических услуг, услуг по проработке заказов, разделению объемов работ между российскими и западными организациями, координации работ российский проектных и научно-исследовательских институтов, комплектации оборудования, организации выполнения монтажных, пусконаладочных работ и авторского надзора на объекте реконструкции, а также услуг по обеспечению решения вопросов, связанных с пребыванием группы специалистов на модернизируемых объектах, оказываемых ОАО, то в соответствии с вышеуказанным Законом местом реализации таких услуг является место осуществления экономической деятельности организации (предприятия), оказывающей эти услуги. Поэтому денежные средства, перечисляемые ОАО, в том числе суммы авансовых платежей в счет выполнения указанных услуг, включаются в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с действующим налоговым законодательством вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот, могут быть решены только на уровне законодательных органов власти путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.
Кроме того, согласно Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предоставление льгот, носящих индивидуальный характер, запрещено.
В связи с изложенным просьба об освобождении от налога на добавленную стоимость сумм авансовых платежей, поступающих ОАО и предприятиям в счет реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, не поддерживается.
Одновременно сообщается, что комиссионеры должны исчислять налог на добавленную стоимость по расчетной ставке 16,67 (или 9,09) процента с полной суммы авансовых платежей, полученных от покупателей в отчетном налоговом периоде и не перечисленных поставщикам за приобретаемые товары (работы, услуги).
Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
Налоговое планирование
на предприятиях и в организациях,
том 4, 1998 год