Вопрос:
Введенный ГНС РФ порядок освобождения от уплаты НДС с экспортируемой продукции включил в облагаемый оборот авансы, полученные по экспортным контрактам (Инструкция Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39). В ГНС не учли, что в России существуют предприятия, которые экспортируют не сырьевые ресурсы, а сложнейшую продукцию, производственный цикл изготовления которой достигает ряда лет.
По вышеуказанной Инструкции уплаченный НДС по материальным затратам возмещается плательщику непосредственно с момента оплаты и оприходования материалов (работ, услуг) только в случае, если готовая продукция по производственным затратам реализуется на внутреннем рынке России.
Если эта продукция экспортируется, то предъявлять уплаченный НДС к возмещению можно только после осуществления факта экспорта.
Таким образом, экспорт поставлен в более тяжелые налоговые условия, нежели производство продукции для внутреннего рынка.
Просьба разъяснить.
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ
ПИСЬМО
от 27 июня 1997 года N 04-03-01
[По вопросам применения налога на добавленную стоимость
при осуществлении поставок продукции на экспорт]
Минфин России, рассмотрев по поручению Правительства Российской Федерации письма АО по вопросам применения налога на добавленную стоимость при осуществлении поставок продукции на экспорт, сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
В связи с принятием указанного Закона Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России внесены Изменения и дополнения в Инструкцию Госналогслужбы России от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (зарегистрированы Минюстом России 12.09.96 N 1162), согласно которым налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг. После подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями (предприятиями), подлежит зачету.
Учитывая изложенное, в Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" не содержится норм, противоречащих действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость в части применения этого налога при получении авансовых платежей в счет предстоящего экспорта товаров, что подтвердили решения Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1997 года и от 14 мая 1997 года.
Что касается возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, использованных при производстве экспортируемой продукции, то согласно Изменениям и дополнениям N 4 вышеуказанной Инструкции до представления документов, подтверждающих законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров, налогоплательщики в налоговых декларациях (расчетах) указанные операции не отражают. Поэтому налогоплательщики не имеют права на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, поскольку не начисляют налог на добавленную стоимость по реализации товаров до подтверждения их фактического экспорта в течение 180 дней с даты оформления в региональной таможне грузовой таможенной декларации на вывоз грузов в режиме экспорта.
Учитывая изложенное, в случае принятия решения о возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения по мере их оплаты и оприходования в учете, налогоплательщики должны начислять налог на добавленную стоимость по товарам, реализованным на экспорт, и уплатить исчисленную сумму налога в бюджет в общеустановленном порядке.
Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
Налоговое планирование
на предприятиях и в организациях,
том 4, 1998 год