Вопрос:
Возможно ли освободить налогоплательщиков от составления счетов-фактур при реализации печатной продукции, освобожденной от НДС, и внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ N 914 от 29.07.96 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС"? Введение такого порядка позволило бы снизить непроизводственные расходы и конечные цены реализации.
Согласно письму Минфина России от 05.11.97 N 04-03-07 реализация продукции СМИ и книжной продукции в государства СНГ облагается НДС.
Не противоречит ли это налоговому законодательству в связи с подписанием главами государств - участников СНГ 02.04.99 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.94?
Включаются ли в состав себестоимости затраты предприятий по списанию морально устаревших периодических печатных изданий?
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 23 ноября 1999 года N 04-03-07
О возможности освобождения от составления
счетов-фактур при реализации печатной продукции
В связи с Вашими письмами по вопросам оформления счетов фактур, о порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации продукции средств массовой информации в государства СНГ и об учете морально устаревших печатных изданий Минфин России сообщает.
Согласно действующему Порядку составления счетов-фактур, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и необлагаемых этим налогом. Исключение из действующего порядка в части освобождения от оформления счетов фактур по операциям, необлагаемым налогом на добавленную стоимость, предусмотрено только для банков и кредитных организаций. В связи с этим поддержать Вашу просьбу об освобождении от составления счетов-фактур организаций, реализующих печатную продукцию, не облагаемую налогом на добавленную стоимость, не представляется возможным.
Одновременно следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 16.11.98 N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" льгота по средствам массовой информации, связанным с образованием, наукой и культурой, установлена до 1 января 2002 года и в проекте второй части Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой в первом чтении, данная льгота не предусмотрена.
Что касается порядка расчетов с хозяйствующими субъектами государств СНГ, то согласно п.2 ст.10 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения.
В связи с отсутствием соглашений Российской Федерации о порядке взимания налога на добавленную стоимость с другими государствами - участниками СНГ и в соответствии с п.17 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) расчеты между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, при реализации продукции средств массовой информации и книжной продукции в государства СНГ применять льготу по налогу на добавленную стоимость, действующую на территории Российской Федерации, оснований не имеется. В связи с этим письмо от 05.11.97 N 04-03-07, которое Вы упоминаете, налоговому законодательству не противоречит. При этом отмечаем, что ст.17 Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.94, подписанного главами государств - участников СНГ 2 апреля 1999 года, в данное Соглашение включена ст.8"а", которой предусмотрено обложение налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке всех товаров (работ, услуг), экспортируемых с таможенной территории одной договаривающейся стороны на таможенную территорию другой договаривающейся стороны, или освобождение от этого налога экспортируемых товаров (работ, услуг). Данные нормы в установленном порядке будут применяться после ратификации указанного Протокола.
По вопросу включения в состав себестоимости затрат предприятий по списанию морально устаревших периодических печатных изданий сообщаем.
При определении состава затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), и разработанной на его основе отраслевой инструкцией. Так, в себестоимость издательской продукции включаются все затраты по выпуску и реализации готовой продукции. Стоимость нереализованной части тиража, оформленной на списание в соответствующем порядке из-за отсутствия спроса, не формирует выручку от реализации и, следовательно, по правилам бухгалтерского учета уменьшает результаты деятельности организации при их определении. При этом в соответствии с п.15 указанного Положения для целей налогообложения принятие данного убытка не предусмотрено.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
"Бухгалтерский учет и налоговое
планирование",
N 2, 2000