Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901762357.htm


    Вопрос:
    
    Статьей 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг признана передача права собственности на эти товары, работы, услуги. Хозяйственные операции, связанные с переходом права собственности на имущество предприятия, находят отражение на других счетах реализации, а именно: на счете 47 отражается выручка от реализации основных средств, а  на счете 48 - выручка от реализации товарно-материальных ценностей.
    
    При этом в соответствии с НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, в то время как понятие "продукция" отсутствует.
    
    Учитывая изложенное, просим разъяснить, является ли реализация основных фондов, товарно-материальных ценностей реализацией товаров, подлежащей обложению налогом на пользователей автодорог, и что считать реализацией продукции?
    
    Правильно ли мы считаем, что возникающая в соответствующих случаях "положительная курсовая или суммовая разница" относится на внереализационные доходы, не увеличивая бухгалтерскую выручку от реализации продукции (работ, услуг), и в облагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог не включается?
    
    

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

    
ПИСЬМО


от 26 января 2000 года N 04-05-11/5



Об учете положительных курсовых разниц



    Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает свое мнение по поставленным в нем вопросам.
    
    В соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" объектом обложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
    
     Исходя из данной нормы Закона, по мнению Департамента, в качестве объекта налогообложения изначально определена выручка (сумма разницы), получаемая организациями от осуществления обычных видов деятельности, в процессе которых организациями производится и реализуется продукция, выполняются работы, оказываются услуги, перепродаются ранее приобретенные товары.
    
    В связи с этим, а также на основании п. 24 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" МНС России (ранее ГНС России) и Минфином России неоднократно (в том числе и в 1999 году) доводились разъяснения, что сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) при исчислении указанного налога учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" бухгалтерского учета.
    
    Что касается вопроса о включении в объект обложения вышеназванным налогом средств, учитываемых на счетах 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов" бухгалтерского учета, то, по мнению Департамента, это нецелесообразно по следующим причинам.
    
    Продажа основных средств и прочих активов, находящихся на балансе организации по своей природе не относится к производственному или торговому видам деятельности этой организации  (то есть это не связано с производством и реализацией продукции,  выполнением работ, оказанием услуг, перепродажей ранее приобретенных товаров), а следовательно, доходы от их реализации не  подпадают под вышеназванную норму Закона.
    
    Кроме того, доходы, поступающие от их продажи, относятся не к  доходам от обычных видов деятельности, а к операционным доходам (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н).
    
    В случае принятия решения о включении средств, учитываемых на счетах 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов" бухгалтерского учета, в налогооблагаемую базу по налогам на пользователей автомобильных дорог неизбежно встанет вопрос: что в данном случае следует считать объектом обложения - выручку от реализации основных средств и прочих активов или сумму разницы между продажной и покупной их ценами.
    
    По своему характеру продажа указанного выше имущества, по мнению Департамента, для целей налогообложения подпадет (в случае принятия указанного выше решения) под понятие торговой деятельности (поскольку неоднократно доводились совместные разъяснения, что под торговой деятельностью для целей налогообложения понимается приобретение организацией товара с целью его последующей перепродажи, без изменения технических, качественных и иных характеристик товара).
    
    При этом, учитывая целый ряд факторов (например, моральный и материальный износ основных фондов, обесценение ценных бумаг и др.), сумма разницы между продажной и покупной ценами этого имущества в ряде случаев будет отрицательной, что может создать нежелательный прецедент по налогу в целом.
    
    Обращаем Ваше внимание также на то, что включение средств, учитываемых на вышеназванных счетах, в объект налогообложения по указанному налогу приведет к его расширению без внесения каких-либо изменений и дополнений в Закон о дорожных фондах, что, с одной стороны, приведет к необходимости перерасчета сумм налога за весь 1999 год по основной массе налогоплательщиков (а следовательно, и применение к ним финансовых санкций), а с другой стороны, создаст вполне обоснованную почву для многочисленных судебных разбирательств.
    
    Что касается вопроса о "суммовой или курсовой разнице", то, по мнению Департамента, при определении объекта налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог в данном случае целесообразно исходить из действующих правил ведения бухгалтерского учета и данных, учитываемых на счете 46 "Выручка от реализации продукции (работ, услуг)", как это указывалось выше.
    
    

Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.Салина



Текст документа сверен по:

"Бухгалтерский учет и
налоговое планирование",
N 4, 2000 год