Порядок налогообложения и ведение бухучета
при производстве и реализации книжной продукции
Вопрос:
Издательство получает выручку от производства и реализации книжной продукции собственного производства, от рекламы в изданиях, от реализации книжной продукции, не являющейся продукцией издательства.
Каков порядок налогообложения по прибыли и НДС?
Какие льготы можно использовать в этой части?
Какие рекомендации по ведению бухучета нужно выполнять для сохранения льгот?
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" организации, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 вышеуказанного Закона только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Таблица.
Виды деятельности |
Номер бухгалтерск. счета |
НДС |
Налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет |
Налог на прибыль в местный бюджет |
Выручка от производства и реализации продукции издательства |
46/1 |
Льгота |
Льгота |
Льгота |
Выручка от рекламной деятельности |
46/2 |
Является объектом налогообложения |
Является объектом налогообложения |
Является объектом налогообложения |
Выручка от реализации книжной продукции, не являющейся продукцией издательства |
46/3 |
Льгота. |
Льгота |
Является объектом налогообложения |
Выручка от деятельности рекламопроизводителя |
46/4 |
Является объектом налогообложения |
Является объектом налогообложения |
Является объектом налогообложения |
1* Льгота согласно пп.э) п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость": редакционная, издательская по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции;
Льготы, предусмотренные настоящим подпунктом, не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера.
Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 07.06.96 N ПВ-6-03/393: к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, относится продукция (за исключением продукции рекламного и эротического характера), подпадающая под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, том 2 (Москва, Изд-во стандартов, 1994): 95 3000 - книги и брошюры.
Позиция налоговых органов и Министерства Финансов РФ в части отнесения отдельных изданий к продукции рекламного характера основывается на самостоятельном трактовании определений, данных в Законе Российской Федерации от 01.12.95 N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации": под средством массовой информации рекламного характера средство массовой информации, в котором реклама превышает 40 процентов объема отдельного номера периодического издания.
По нашему мнению, если опираться на букву закона, то в Законе определено только понятие средства массовой информации рекламного характера, но никак не книжного издания (книжной продукции) рекламного характера. Хотя данные определения имеют место быть, например, в обозначении, что такое издательство: под издательством-предприятие государственной формы собственности или организация иной формы собственности, осуществляющие подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции.
Даже название Закона N 191-ФЗ разделяет понятия продукции средств массовой информации и книгоиздания.
Предприятие вправе выбрать для себя наиболее оправданную позицию в оценке книжной продукции. Если предприятие будет руководствоваться определением средства массовой информации рекламного характера, данным Законом Российской Федерации от 01.12.95 N 191-ФЗ, то хотим обратить внимание на то, что для определения необходимого соотношения объема рекламы и основного текста издания (40% и 60%) следует вести расчетные ведомости, где будут фиксироваться объем рекламы, например, в строках, либо в квадратных сантиметрах, либо в учетно-издательских листах-оттисках, то есть в тех единицах, с помощью которых возможно было бы отслеживать соотношение объема рекламы и остального текста отдельного номера книжной продукции.
2* Льгота согласно пп.э) п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость": обороты по реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Льготы, предусмотренные настоящим подпунктом, не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера.
3* Льгота согласно п.6 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций": не подлежит налогообложению прибыль, полученная издательствами от производства и распространения книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Льготы, предусмотренные настоящим абзацем, не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
Налоговые органы и Минфин РФ рекомендуют обращаться к Закону Российской Федерации от 1 декабря 1995 года N 191-Ф3 "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Разъяснения о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции изложены в письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 07.06.96 N ПВ-6-03/393.
Наше мнение по вопросу, связанному с определением книжной продукции рекламного характера было высказано выше. На усмотрение предприятия остается этот вопрос, и методика по отслеживанию объемов - аналогична предложенной выше.
4* Льгота согласно п.6 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций": не подлежит налогообложению прибыль, полученная издательствами от распространения книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Распространение льготы - см.1-3*.
5* Льгота на основании применения п.4 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций": в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство товаров народного потребления - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
Рекомендации по ведению бухгалтерского учета
Как было указано выше для целей налогообложения и сохранения имеющихся льгот на предприятии необходимо вести раздельный учет затрат. Для целей наиболее точного определения результатов от различных видов деятельности и, соответственно, для финансовой управляемости необходимо также вести раздельный учет выручки по видам деятельности.
По выручке - рекомендации указаны в таблице.
По затратам:
Сч. 20/1 "Основное производство/издательская деятельность" - требуется внимательное оформление "затратных" договоров и связанных с ними документов с целью отражения затрат, связанных с изготовлением собственной продукции;
Сч. 20/2 "Основное производство/рекламная деятельность". На этом счете рекомендуется собирать затраты, связанные с исполнением договоров в качестве рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Это могут быть как прямые затраты, связанные с изготовлением рекламы (полиграфические услуги, услуги дизайнеров и т.д.), с телефонными переговорами, с командировками (НДС выделяется из стоимости билетов, гостиницы, постельного белья), так и косвенные (сч.26 "Общеиздательские расходы"). Затраты по деятельности, облагаемой НДС, на себестоимость относятся без НДС, а сумма налога, уплаченная поставщикам, по мере оплаты и отнесения на производство, ставится к предъявлению в бюджет;
Сч. 25 "Редакционные расходы". В конце отчетного периода расходы относятся в дебет счета 20/1 "Основное производство/издательская деятельность" и распределяются между изданиями;
Сч.26 "Общеиздательские расходы". Расходы связаны с деятельностью всего издательства и включают затраты на содержание управленческого и общеиздательского персонала. Расходы, учтенные на счете 26 "Общеиздательские расходы", списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", где распределяются между наименованиями изданий (заказов) в том же порядке, что и редакционные расходы - пропорционально объему учетно-издательских листов;
Сч.43 “Коммерческие расходы”. Расходы по распространению, отправке, продаже издательской продукции, затраты по рекламе собираются на Сч.43 “Коммерческие расходы” и списываются по окончании отчетного периода со Сч.43 “Коммерческие расходы" в дебет счета 46 "Реализация продукции" - и включаются в полную себестоимость выпущенной издательством продукции.
Сч. 44 “Издержки товарообращения” - если будет реализация (торговля) книжной продукции несобственного производства.
Специалисты аудиторской фирмы
ООО «Северо-Западный аудиторский центр»,
г.Санкт-Петербург
19 июня 2000 года N А643