Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901770061.htm


Ликвидация предприятия



Вопрос:


    При ликвидации предприятия (ООО) требуется узнать:
    
     - Какие нужны (рекомендуемые) бухгалтерские проводки по закрытию уставного капитала (при этом величина уставного капитала значительно ниже, чем все другие обязательства перед дебиторами кредиторами)?
    
     -  Какие требования налоговых органов (если они есть) необходимо учитывать при сдаче ликвидационного баланса?
   
    

Ответ:  


    Основными нормативными актами, устанавливающими порядок ликвидации юридических лиц, является Гражданский кодекс РФ (статьи 61-65), Закон РФ N 14-ФЗ  от 08.02.98 "Об обществах с ограниченной ответственностью", Закон РФ N 208-ФЗ от 26.12.95 "Об акционерных обществах".
    
    Предложение о ликвидации предприятия выносит на общее собрание учредителей совет директоров или иной орган в соответствии с Уставом предприятия. Если принимается решение о ликвидации, то согласно статье 23 Налогового кодекса в течение трех дней с момента его принятия  предприятие обязано сообщить об этом в налоговую инспекцию. Форма уведомления приведена в приложении 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного приказом ГНС от 27.11.98 ГБ-3-12/309.
    
    Общее собрание учредителей назначает ликвидационную комиссию, которая разрабатывает и утверждает план ликвидации, который включает ряд мероприятий:


    · Инвентаризацию имущества;
    · Подготовку сведений о размерах и составе активов с целью определения степени их ликвидности;
    · Анализ финансового состояния на момент ликвидации;
    · Анализ дебиторской задолженности и разработку мероприятий по ее взысканию;
    · Анализ кредиторской задолженности и составление очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 64 ГК РФ);
    · Определение порядка реализации имущества;
    · Определение порядка распределения между учредителями денежных  и иных средств после расчета с кредиторами;
    · Продаж имущества, удовлетворение требований кредиторов и учредителей;
    · Подготовку документов для ГНС и исключение предприятия из государственного реестра.
    
    Состав ликвидационной комиссии должен быть согласован с органом, который произвел регистрацию предприятия. Для этого необходимо получить отметку регистрационного органа на заверенном нотариально протоколе общего собрания учредителей.
    
    Далее ликвидационная комиссия помещает в органах печати сведения о регистрации юридического лица и о  его ликвидации.
    
    Ликвидационная комиссия уведомляет кредиторов о ликвидации и принимает меры к получению дебиторской задолженности. Кредиторы  могут предъявить требования в течение не менее двух месяцев со дня опубликования  сведений о ликвидации.
    
    По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 ГК). Нормативные акты не дают ни форму, ни четкого определения, что такое промежуточный ликвидационный баланс и что он должен содержать. По нашему мнению, промежуточный ликвидационный баланс - баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные  кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса - уточнить реальное финансовое состояние ликвидируемого предприятия. Для составления промежуточного ликвидационного баланса используется последний бухгалтерский баланс, составленный накануне принятия решения о ликвидации юридического лица.
    
    Ликвидационная комиссия продолжает истребовать дебиторскую задолженность и приступает к удовлетворению требований кредиторов денежными средствами. Если денежных средств недостаточно, продается имущество. Порядок реализации имущества установлен ФЗ от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".  
    
    Если имущества предприятия недостаточно для погашения кредиторской задолженности, то предприятие обязано обратиться в суд согласно ФЗ от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Если у кредиторов нет претензий, то согласно ст. 64 ГК обязанности предприятия считаются погашенными. В случае, когда у предприятия не хватает денежных средств для погашения задолженности по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, налоговая инспекция обращается в арбитражный суд и ликвидация предприятие производится через процедуру банкротства. При этом суд может возложить обязанность по уплате налогов на учредителей предприятия.
    
    Неистребованная дебиторская задолженность списывается на убытки без уменьшения  налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если срок исковой давности не истек.  
    

    После расчета с  кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс по которому можно судить об имуществе, которое осталось учредителям.
    
    В соответствии с приказом Минфина от 28.07.95 N 81 при ликвидации предприятия ликвидационный баланс закрывается по следующей схеме:
         
    Д 88 К 80  - списана сумма активов, нереальных для взыскания;
     
    Д 85  К 88 - погашены убытки за счет уставного капитала;
    
    Д 88  К 85 - уставный капитал увеличен на сумму нераспределенной прибыли;
    
    Д  85  К 75  - отражена задолженность перед учредителями;
    
    Д 75   К 50,51,01,04… - выданы учредителям начисленные суммы (имущество).
    
    Согласно п.5.4 указанного выше Порядка основанием для снятия с налогового учета предприятия является заявление о снятии с учета и наличие в налоговом органе представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации в соответствии с положениями ст.ст.61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации:

    решения (постановления, приказа) о ликвидации предприятия, принятого учредителями (участниками) или уполномоченным органом, либо решения суда о ликвидации организации;
    
    распорядительных документов о создании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и о порядке и сроке проведения ликвидации;
    
    объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации организации;
    
    промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим  решение о ликвидации;

    ликвидационного баланса, утвержденного учредителями предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации организации.
    
    Кроме того, должны быть представлены выданные предприятию свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица и все уведомления о постановке на учет предприятия в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств.
    
    Выданные налоговой инспекцией и государственными внебюджетными фондами свидетельства о снятии ликвидированного предприятия с учета ликвидационная комиссия представляет в регистрационный орган для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр.
    

    Заключение.
    
    Более подробно процедура ликвидации расписана в журнале "Главный бухгалтер" N 10 за 2000 год. Однако невозможно дать исчерпывающую информацию о составлении бухгалтерских и налоговых документов  при ликвидации предприятия без анализа финансовых документов предприятия. Если у предприятия возникают проблемы с процедурой банкротства, необходимо по этим вопросам обращаться к аудиторам.



Специалисты аудиторской фирмы
«ICPA Corp»,
г.Санкт-Петербург

6 сентября 2000 года N А716