В том случае, когда акт государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа противоречит закону, в том числе издан с превышением полномочий, следует руководствоваться нормами Федерального закона, регулирующими данные правоотношения. В данном случае при принятии решения налоговый орган должен был руководствоваться нормами Федерального закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 года N 171-фз "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", в соответствии с которым ответственность за данное налоговое правонарушение не предусмотрено.
Вопрос:
Вправе ли был налоговый орган в марте 1997 года произвести списание штрафных санкций за оптовую торговлю алкогольными напитками без лицензии, руководствуясь положением пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", которое было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации?
Ответ:
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "з") и предусматривает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть третья).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 N 3-П "По делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" названное постановление Правительства от 28.02.95 N 197 признано не соответствующим статье 57 и части третьей статьи 75 Конституции Российской Федерации.
Федеральные налоги и сборы следует считать "законно установленными", если они установлены Федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством. Поскольку установленные постановлением Правительства Российской Федерации лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции и за оптовую продажу алкогольной продукции по своей природе и содержанию являются федеральными, право на их установление принадлежит федеральному законодателю, который с этой целью должен принять федеральный закон в соответствии с установленной Конституцией Российской Федерации процедурой.
Федеральным законом Российской Федерации от 22 ноября 1995 года N 171-фз "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" ответственность за реализацию алкогольной продукции без лицензии не предусмотрена, в то время как постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы налогового права, принимаются им на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации.
В том случае, когда акт государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа противоречит закону, в том числе издан с превышением полномочий, следует руководствоваться нормами Федерального закона, регулирующими данные правоотношения. В данном случае при принятии решения налоговый орган должен был руководствоваться нормами Федерального закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 года N 171-фз "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", в соответствии с которым ответственность за данное налоговое правонарушение не предусмотрено.
30 июля 1999 года N СП38
См.решение по аналогичному делу
Постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 30 июля 1998 года N 455