О порядке исчисления НДС при осуществлении целевых программ и мероприятий,
финансируемых за счет бюджетных средств
Вопрос:
Насколько правомерен п. 9 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) в части невозможности возмещения из бюджета НДС в стоимости товаров (работ, услуг), оплачиваемых за счет целевого бюджетного финансирования, если Законом “О налоге на добавленную стоимость” такая ситуация не предусмотрена, тем более что Закон существует с 1991 года, а этот пункт Инструкции только с 11.10.95 ?
Ответ:
Действительно, в Законе РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) нет прямого указания о порядке исчисления НДС при осуществлении целевых программ и мероприятий, финансируемых за счет бюджетных средств. И тем не менее порядок, указанный в Инструкции, на наш взгляд, базируется на принципах исчисления налога, содержащихся в ст. 7 Закона “О налоге на добавленную стоимость”, в соответствии с которыми НДС исчисляется как разница между суммами налога, полученными от покупателей (заказчиков), и суммами налога, уплаченными за ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения, а также уплаченными при приобретении основных средств и нематериальных активов.
Согласно п. 9 Инструкции “к средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений (минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"), предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий”. По нашему мнению, такая формулировка означает, что указанные поступления не признаются в качестве выручки от реализации и по этой причине не включаются в оборот, облагаемый НДС.
Поскольку по смыслу ст. 7 Закона “О налоге на добавленную стоимость” норма о возмещении НДС применяется при наличии оборотов по реализации, то в данном случае возмещение НДС невозможно по причине отсутствия таких оборотов.
Такой подход подтверждается также и судебной практикой решения подобных вопросов. Например, как следует из постановления Федерального арбитражного суда по Северо-Западному округу от 14.02.2000 N А56-19842/99, неправомерным было признано требование налогоплательщика о возмещении НДС, уплаченного за работы (услуги) при отсутствии реализации.
Обращаем Ваше внимание на то, что с 01.01.99 следует руководствоваться определением реализации для целей налогообложения, данным в ст. 39 Налогового кодекса РФ. Поэтому для решения вопроса о том, будет ли возникать реализация при том или ином виде финансирования, необходимо проанализировать соответствующие документы (договор, платежные документы, наличие соответствующей статьи в бюджете и т.п.).
Специалисты
ЗАО "ПЕТРО-БАЛТ-АУДИТ",
г. Санкт-Петербург
21 сентября 2000 года N А750