Предоставление льгот по налогу на добавленную стоимость в соответствии с
требованиями Налогового кодекса
Вопрос:
Согласно п.1 ст.145 НК РФ "Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей".
Однако согласно Методическим рекомендациям по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447) п.2.8 "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога предоставляется с 1 апреля 2001 года на основании данных о его деятельности за январь - март 2001 года.)". Получается, что в предыдущие периоды деятельность не велась. Усматривается явное противоречие разъяснительного документа Налоговому кодексу в части сроков освобождения от уплаты НДС, тем более что Методические рекомендации нигде не были опубликованы.
Ранее я как предприниматель работала по патенту. В предшествующие три календарные месяца мой валовый доход не превысил 1 млн. руб. Должна ли я с 01.01.2001 платить НДС? Может данный пункт затрагивает как плательщиков НДС предпринимателей, зарегистрированных после 01.01.2001? Указанное выше толкование ст.145 существенно ухудшает положение предпринимателей как налогоплательщиков по сравнению с действовавшим ранее порядком налогообложения, а именно НДС.
Ответ:
В ответ на ваш вопрос мы хотим вам сообщить, что в соответствии с требованиями статьи 145 главы 21 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов (календарных месяца) сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей.
Так как статья 1 Федерального закона N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесений изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусматривает введение в действие части второй Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года, то следовательно и обследуемый для применения льготирования период начинается с 01.01.2001. Следовательно для применения льготы следует проанализировать период с января по март 2001 года. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанное заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими условий, перечисленных ранее, производится на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на продление указанного освобождения, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие соответствие суммы их выручки от реализации товаров (работ, услуг) требованиям, перечисленным ранее в пунктах 1-3 статьи 145 Налогового кодекса (то есть выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 1 млн. рублей за предшествующие три последовательных налоговых периода).
В течение 10 дней, считая со дня предоставления документов, налоговые органы производят их документальную проверку и выносят решение об освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика либо о доначислении суммы налога в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пеней.
Специалисты аудиторской фирмы
«ICPA Corp»,
г.Санкт-Петербург
29 января 2001 года N А844