Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901781237.htm


Если в определенном субъекте РФ введен единый налог на вмененный доход
для определенных видов деятельности, то единый социальный налог
в таком субъекте РФ взиманию не подлежит



 Вопрос:


    Изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ, официально опубликованным в "Российской газете" 31 декабря 2000 года.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей (NВ: улучшение положения налогоплательщиков). Таким образом, изменения, опубликованные позднее 01.12.2000, могут вступить в силу: по НДС с 01.02.2001 (налоговый период - один месяц), по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц - с 01.01.2002 (налоговый период - календарный год).
    
    Следует ли считать правомерным введение в действие изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков, во вторую часть НК с 01.01.2001?
    
    Например, исключен пункт 3 статьи 235 НК, по которому не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.   
     
          

 Ответ:     

   
    По нашему мнению, вывод о вступлении в силу Федерального закона РФ N 166-ФЗ, приведенный в вопросе, соответствует Налоговому кодексу РФ: положения, относящиеся к регулированию изменений по НДС, должны вступить в силу только с 01.02.2001.
    
    Что касается упомянутого в вопросе в качестве примера исключения Федеральным законом РФ N 166-ФЗ от 29.12.2000 из части второй НК РФ п.3 ст.235 НК РФ, то, по нашему мнению, оно не ухудшает положения налогоплательщиков.
    
    В соответствии со ст. 234 НК РФ "Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос) ..., зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации ..." Из приведенной нормы следует, что единый социальный налог зачисляется исключительно во внебюджетные фонды.
    
    Согласно ст.1 Федерального закона РФ N 148-ФЗ от 31.07.98 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" "Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды...".
    
    Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: если в определенном субъекте РФ введен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, то единый социальный налог в таком субъекте РФ взиманию не подлежит. Следовательно, исключение п.3 ст. 235 НК РФ никаким образом не ухудшило положения налогоплательщиков, поскольку данное положение имеется в другом законодательном акте о налогах.



Специалисты аудиторской фирмы
ООО "Пром-Инвест-Аудит",
г. Санкт-Петербург

12 февраля 2001 года N А856