Об уплате налога на доходы физических лиц
товариществом собственников жилья в качестве налогового агента
Вопрос:
Поясните, пожалуйста, уплачивают ли жилищные товарищества подоходный налог с физических лиц и в качестве кого?
Ответ:
Подпункт "в" п.1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относит к федеральным налогам подоходный налог с физических лиц. Статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 117-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" был признан утратившим силу со дня введения в действие части второй Кодекса, то есть 1 января 2001 года, Федеральный закон от 07.12.91 N 1998-I "О подоходном налоге с физических лиц".
В настоящее время действуют положения Главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц".
В соответствии со ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
Под иными аналогичными выплатами можно понимать и вознаграждение, выплачиваемое председателю правления и членам правления ТСЖ.
Следует учесть, что Закон РФ от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" не устанавливает обязательного требования заключения трудового договора с председателем правления ТСЖ.
Председатель может исполнять свои обязанности, предусмотренные ст.38 Закона РФ "О товариществах собственников жилья" и закрепленные в уставе конкретного ТСЖ, без заключения трудового договора.
Трудовой договор в данном случае служит для урегулирования вопросов определения должностных прав и обязанностей, подчинения внутреннему трудовому распорядку, оплаты труда, социальных гарантий, срока исполнения трудовых обязанностей (статья 15 КЗоТ РФ). Заключение трудового договора с председателем правления ТСЖ обязательно лишь в случае, когда этого требует Устав ТСЖ, положения которого в соответствии с п.1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" являются обязательными для исполнения.
Таким образом, председатель правления, выполняя свои функции, определенные уставом ТСЖ, без заключения трудового договора, не получает вознаграждения, а стало быть, не является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст.210 НК РФ).
Статьей 217 НК РФ установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Указанный перечень не включает в себя доходы лиц, работающих по трудовым договорам, заключаемым с ТСЖ, а также лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы по гражданско-правовым договорам с ТСЖ.
Иными словами, ст.217 НК РФ не освобождает лиц, работающих в ТСЖ, от налога на доходы физических лиц.
Статья 226 НК РФ раскрывает особенности исчисления налога налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.
Российские организации, к числу которых относится и ТСЖ, от которых или в результате отношений с которыми плательщики налога на доходы физических лиц получили доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить исчисленную сумму налога. Указанные организации, и в том числе ТСЖ, названы Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами.
Пунктом 3 статьи 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговым периодом в соответствии со статьей 216 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
В соответствии с п.4 статьи 226 Налогового кодекса РФ ТСЖ обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщиков начисленной суммы налога производится ТСЖ за счет любых денежных средств, выплачиваемых ТСЖ налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
В соответствии с п.6 статьи 226 Налогового кодекса РФ ТСЖ обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со своих счетов в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях ТСЖ перечисляют суммы налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ определено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная ТСЖ у налогоплательщиков, в отношении которых он признается источником дохода, уплачивается по месту учета ТСЖ в налоговом органе.
ТСЖ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В соответствии с п.9 статьи 226 Налогового кодекса РФ уплата налога за счет средств самого ТСЖ не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход ТСЖ принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Таким образом, ТСЖ уплачивает вышеназванный налог в качестве налогового агента в определенных законом случаях.
НП "Информационно-правовой консорциум ,ЦПУ,
юрисконсульт Ковалева З.Л.
10 апреля 2001 года N Ю366