Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901785412.htm


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2000 года


Распоряжение Государственного таможенного комитета
Российской Федерации от 17 августа 1999 года N 01-14/995
"О декларировании товаров" признано недействительным и
не порождающим правовых последствий

(Извлечение)

    
    
    Ш. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным распоряжения ГТК России от 17 августа 1999 года N 01-14/995 "О декларировании товаров", ссылаясь на то, что положения пп.1 и 2 названного нормативного акта ограничивают права юридических лиц, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также физических лиц и препятствуют декларантам в исполнении обязанностей, предусмотренных ст.173 ТК РФ.
    
    Представители Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации возражали против удовлетворения заявления.
    
    Верховный Суд РФ 11 сентября 2000 года заявление удовлетворил, указав следующее.
    
    Распоряжение ГТК России от 17 августа 1999 года N 01-14/995 "О декларировании товаров" обязывает:
    
    в пункте 1. При декларировании товаров принимать таможенные декларации, заполненные на бланках  грузовой таможенной декларации (форма ТД1) и добавочном листе (форма ТД2) (далее - ГТД), и иные документы, необходимые для таможенных целей, только от физических лиц, сведения о которых указаны в графе 54 ГТД;
    
    в пункте 2. При проведении таможенного оформления и осуществлении таможенного контроля допускать от имени декларантов к участию в таможенном оформлении физических лиц, сведения о которых указаны в графе 54 ГТД. Иные представители декларантов могут участвовать в таможенном оформлении при одновременном участии в их проведении физических лиц, сведения о которых указаны в графе 54 ГТД.
    
    Данный нормативный акт определяет круг лиц, допускаемых к участию в таможенном оформлении при проведении таможенного оформления и осуществлении таможенного контроля, сведения о которых содержатся в графе 54 ГТД.
    
    Из объяснений представителя ГТК России в суде следует, что согласно требованиям названного распоряжения представители декларантов могли участвовать в таможенном оформлении только при одновременном участии в его проведении физических лиц, предусмотренных в графе 54 ГТД.
    
    Приказом ГТК России от 16 декабря 1998 года N 848 утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации.
    
    В п. 2.2 Инструкции определен порядок заполнения графы 54 "Место и дата" грузовой таможенной декларации.
    
    В графе указываются следующие сведения о работнике декларанта, обладающем правом заполнения ГТД и подающем ГТД от имени декларанта:
    
    наименование, номер и дата выдачи документа, подтверждающего полномочия работника декларанта, а также срок его действия;
    
    фамилия и инициалы лица, номер его рабочего телефона и дата заполнения ГТД.
    
    Достоверность сведений, заявленных в ГТД, удостоверяется декларантом на основном листе ГТД и добавочных листах.
    
    Если декларантом является юридическое лицо, такое удостоверение осуществляется подписью его работника и печатью юридического лица.
    
    Если декларантом является физическое лицо, такое удостоверение осуществляется его подписью.
    
    На добавочных листах такое удостоверение осуществляется декларантом в правом нижнем углу графы, расположенной над графой "С" каждого добавочного листа.
    
    Решением Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 года, вступившим в законную силу 7 сентября 2000 года, положения пп.1.10 и 2.2 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 16 декабря 1998 года N 848, в части, ограничивающей права декларантов по подаче, заполнению, внесению изменений и удостоверению сведений, указываемых в грузовой таможенной декларации, через своих представителей, действующих на основании доверенности, оформленной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, признаны недействительными.
    
    Согласно ст.22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
    
    Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской деятельностью либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.
    
    Институт представительства распространяется на всех субъектов, с которыми у представителя возникают отношения, в том числе и с таможенными органами.
    
    Статьей 175 ТК РФ предусмотрено, что принятие таможенной декларации оформляется в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Однако установленный таможенным органом порядок, при котором таможенные декларации принимаются только от физических лиц, сведения о которых указаны в графе 54 ГТД, а представители декларантов могут участвовать в таможенном оформлении при одновременном участии в его проведении физических лиц, сведения о которых содержатся в графе 54 ГТД, нарушает права и обязанности декларантов.
    
    Поскольку оспариваемые положения нормативного акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя, а положения пп.3, 4 и 5 Распоряжения не имеют самостоятельного значения, упомянутое Распоряжение ГТК России подлежит признанию недействительным в полном объеме.
    
    Верховный Суд РФ заявление Ш. удовлетворил, признал недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания распоряжение Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 17 августа 1999 года N 01-14/995 "О декларировании товаров".
    
    Это решение в кассационном порядке не обжаловано.
    
    
    

Текст документа сверен по:
"Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации",
N 4, апрель 2001 года