Маркетинговые услуги включаются в себестоимость продукции
Вопрос:
Что подразумевается под понятием маркетинговой услуги и возможно ли отнести указанные услуги на себестоимость продукции?
Ответ:
Маркетинг представляет собой предпринимательскую деятельность, которая управляет продвижением товара и услуг от производителя к потребителю. Соответственно, маркетинговые услуги являются услугами, связанными с обеспечением продвижения товара и услуг от производителя к потребителю. Другими словами, это услуги, связанные со сбытом продукции.
Постановление Правительства РФ N 552 от 05.08.92 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (пп."у" п.2 гл.1) относит на себестоимость продукции затраты, связанные со сбытом продукции, конкретизируя их виды, но в заключение давая расширительную формулировку: "и другие аналогичные затраты".
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что маркетинговые услуги включаются в себестоимость продукции.
Следует отметить, что существует другая точка зрения, которая обосновывает отнесение маркетинговых услуг на себестоимость продукции иным способом, именно: они включаются в понятие информационных услуг.
В соответствии с пп."и" п.2 вышеуказанного постановления Правительства РФ информационные услуги также подлежат включению в себестоимость продукции.
Согласно пп."и" п.2 Положения о составе затрат..., утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия включается оплата "...услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией в тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством".
Вместе с тем это не означает, что оплата маркетинговых услуг сторонних организаций при имеющемся на предприятии маркетингового отдела будут финансироваться из его чистой прибыли, поскольку затраты по маркетинговым услугам могут быть отнесены на себестоимость на основании пп."у" п.2 Положения о составе затрат... в качестве затрат, связанных со сбытом продукции (работ, услуг) предприятия, при наличии их фактического подтверждения.
Янчева И.А.,
главный аудитор ООО "Аудит Про"
г.Санкт-Петербург
20 апреля 2001 года N А904