Порядок отражения в бухгалтерском учете скидок,
предоставляемых покупателям продукции
Вопрос:
Каким образом в бухгалтерском учете отражается скидка, предоставляемая покупателям продукции, как розничным, так и оптовым:
- предоставляемая по купонам;
- предоставляемая любому покупателю, без предъявления специального купона;
- предоставляемая в зависимости от условий сделки (при приобретении определенного количества продукции или при определенном порядке расчета (наличными, через ___ дней, в зависимости от вида приобретенного товара))?
Ответ:
Пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.99 N 32н, предусмотрено, что выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок). Кроме того, в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики РФ 06.12.95 N СИ-484/7-982, торговые организации самостоятельно определяют цену на свою продукцию исходя из отпускной цены поставщика (цены закупки) и торговой надбавки. Торговая надбавка представляет собой разницу между продажной ценой товара и ценой его закупки. Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом (реализованной торговой надбавкой) и издержками обращения, относящимися к реализованным товарам (п.2.3 Методических рекомендаций).
Скидка со стоимости товаров предоставляется покупателю за счет уменьшения той части торговой надбавки, которая образует прибыль от реализации.
Таким образом, признание выручки от реализации товаров для целей бухгалтерского учета производится исходя из цен с учетом предоставленных скидок независимо от условий предоставления скидок.
Процедура предоставления скидок должна быть закреплена внутренним организационно-распорядительным документом организации (например, Положение о проведении рекламной компании, утвержденная в установленном порядке маркетинговая стратегия предприятия). На основании указанных внутренних документов производится оформление ценников, прайс-листов на товары и прейскурантов на услуги.
Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, отражение в бухгалтерском учете предоставленных покупателям скидок не предусмотрено. Исключение составляет случай, когда организация розничной торговли согласно принятой учетной политике ведет учет товаров по продажным ценам. В этом случае в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, рассматриваемые операции оформляются следующими бухгалтерскими записями (налогообложение не рассматривается):
Дт41 Кт60 - 240 руб. - получение товаров от поставщика;
Дт41 Кт42 - 60 руб. - начисление торговой надбавки на полученные товары;
Дт60 Кт51 - 240 руб. - оплата полученных товаров (включая НДС);
Дт42 Кт41 - 10 руб. - уменьшение торговой надбавки за счет скидки, предоставленной покупателю;
Дт.50 Кт46 - 290 руб. - реализация товаров в розницу (включая НДС);
Дт46 Кт41 - 290 руб. - списание стоимости реализованных товаров в розницу;
Дт46 Кт42 (красное сторно) - 50 руб. списание реализованной торговой надбавки.
Однако нельзя не отметить, что несмотря на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам, в частности, при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. В данном случае, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Также следует учитывать, что договор розничной купли-продажи является публичным договором. Статьей 426 ГК РФ установлено, что цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Н.В.Керенцева,
аудитор «Объединенной Консалтинговой Группы»
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64
Тел.: (812) 325-4860, факс: (812) 325-48-63
E-mail: [email protected]
25 июля 2001 года N А1029