Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901794953.htm


Предоставление налоговых деклараций

 

 Вопрос:


    Наша организация открылась в октябре 2000 года, и деятельности до марта 2001 года никакой не проводилось. Должны мы были сдавать все отчеты за четвертый квартал 2000 года, т.к. нам выписывают штрафы отдельно и за несвоевременное предоставление бухгалтерского баланса, деклараций по НДС, налога с продаж, автодора, ф.8 по подоходному налогу, а все бланки пустые.

    
  

 Ответ:


    В соответствии с пп.4 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете".
    
    Относительно необходимости предоставления бухгалтерской отчетности в рассматриваемом  случае можно констатировать следующее.
    
    В соответствии с п.3 статьи 8 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве  юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии с п.1 статьи 13 указанного Федерального закона все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, а согласно п.1 статьи 15 все организации обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность в случаях, предусмотренных учредительными документами организации и законодательством РФ.
    
    Как можно заключить из приведенных выше норм, действующее на сегодняшний день законодательство РФ (в частности, Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете") не  связывают возникновение обязанности по предоставлению бухгалтерской отчетности с фактом осуществления организацией какой-либо деятельности. Таким образом, непредставление в установленный срок бухгалтерской отчетности независимо от факта осуществления организацией какой-либо деятельности является нарушением законодательства, в частности нарушением законодательства о налогах и сборах РФ (пп.4 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ). Однако в данном случае необходимо принять во внимание одну существенную деталь.
    
    Как можно заключить из содержания вопроса, организация была создана в октябре 2000 года. В соответствии с п.2 статьи 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первым отчетным годом для вновь созданной организации, если организация была создана после 1 октября текущего года, является период времени от момента ее создания до 31 декабря следующего года. Таким образом, если организация в рассматриваемом случае была создана после 1 октября 2000 года (следует отметить, что днем создания организации является день ее государственной регистрации), первая годовая бухгалтерская отчетность должна быть сдана в соответствии с п.2 статьи 14 и п.2 статьи 15 указанного Федерального закона не позднее 90 дней по истечении 2001 года; первая квартальная отчетность должна быть сдана не позднее 30 дней по истечении первого квартала 2001 года. При таких условиях, если квартальная бухгалтерская отчетность была сдана до 30 апреля 2001 года (включительно), оснований для привлечения организации к ответственности не имеется.
    
    Относительно необходимости представления расчетов по налогу на добавленную стоимость и налогу с продаж в рассматриваемом случае отметим следующее.
    

    В соответствии с пп.4 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Следовательно, налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации (расчеты по налогам), во-первых, только по тем налогам, которые он обязан уплачивать, во-вторых, если обязанность их предоставления установлена законодательством о налогах и сборах (акты органов исполнительной власти, в том числе и Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. См. статью 1 Налогового кодекса РФ).
    
    В соответствии с абзацем 2 п.1 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация предоставляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не установлено законодательством налогах и сборах. Таким образом, по общему правилу налогоплательщик обязан предоставлять налоговую декларацию только в том случае, когда соответствующий налог подлежит уплате, т.е. когда у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде возник объект налогообложения и, соответственно, обязанность исчислить и уплатить в бюджет налог. Однако приведенная норма допускает исключения из общего правила ("если иное не установлено законодательством о налогах и сборах"). Следовательно, законодательством о налогах и сборах могут быть установлены случаи, когда налоговая декларация (расчет по налогу) подлежит представлению в налоговый орган независимо от наличия у налогоплательщика объекта налогообложения. Высказанная здесь позиция подтверждается, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2001 года по делу  N А26-4137/00-02-07/240.
    
    Что касается конкретно налога на добавленную стоимость и налога с продаж, то в соответствии с п.3 статьи 8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (см. также п.32 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость") и в соответствии с п.3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга "О налоге с продаж" предоставление расчета по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу с продаж вне зависимости от наличия у налогоплательщика объекта налогообложения не предусмотрено.
    
    То же имеет место и в отношении налога на пользователей автомобильных дорог. Более того, обязанность предоставления налоговой декларации по данному налогу Законом РФ "О дорожных фондах" вообще не предусмотрена (обязанность представления налоговой декларации предусмотрена только п.42 Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 4 апреля 2000 года  "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды"). В этом свете напомним, что в соответствии с пп.4 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию только в случаях, установленных законодательством о налогах и сборах, а в соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ акты органов исполнительной власти не отнесены к числу актов законодательства о налогах и сборах. Более того, в соответствии с п.1 статьи 4 Налогового кодекса РФ акты органов исполнительной власти, в том числе и Министерства РФ по налогам и сборам, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
    

    Отчет об итоговых суммах доходов и удержанных суммах налога по форме, приведенной в приложении N 8 к Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 года N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", не относится к числу налоговых деклараций, и порядок его предоставления регулируется иными нормами. Лица, на которых законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, являются налоговыми агентами. Правовой статус налоговых агентов регулируется, прежде всего, статьей 24 Налогового кодекса РФ. Обязанность предоставления отчета основана, прежде всего, на норме, закрепленной в пп.4 п.2 статьи 24 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по  месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
    
    Непосредственно по подоходному налогу обязанность представления отчета установлена статьей 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (см. также пп. "г" п.66 инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 года N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц").
    
    Следует отметить, что действующее на сегодняшний день законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение обязанности по представлению в налоговый орган указанного отчета в зависимость от выплаты дохода налогоплательщиком и удержания налога с выплаченного дохода. Таким образом, обязанность по представлению в налоговый орган не реже одного раза в квартал отчета об итоговых суммах дохода и удержанных суммах налога возникает у того или иного лица с момента возникновения у него статуса налогового агента. Статус налогового агента возникает с момента вступления лица в трудовые отношения с налогоплательщиком (т.е. с момента заключения трудового договора). Следовательно, в рассматриваемом случае организация должна была предоставить в налоговый орган отчет в срок не позднее окончания четвертого квартала 2000 года.
    
    Отметим, что с 1 января 2001 года вопросы информирования налогового органа о суммах выплаченного налогоплательщику дохода, суммах исчисленного и удержанного налога регулируется статьей 230 Налогового кодекса РФ, однако позиция законодателя в рассматриваемом вопросе не поменялась.
    

    

Смирнов А.Е.,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64

8 августа 2001 года N Ю769