МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 14 июня 2001 года N 02-1-16/112
О применении статьи 40
Налогового кодекса Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело ваше письмо по вопросу проверки правильности применения цен для целей налогообложения и сообщает следующее.
Статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 11.06.99 N 41/9). Пока не доказано обратное, предполагается, что цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен.
Рыночная цена определяется согласно положениям пунктов 4-11 статьи 40 Кодекса как цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях с учетом обычных при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавок к цене или скидок.
Налоговый орган, осуществляя контроль за полнотой исчисления налогов, должен учитывать, в том числе и такие условия сделок, как сроки исполнения обязательств, условия платежей, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (пункт 9 статьи 40 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 40 Кодекса презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен не распространяется на товарообменные (бартерные) операции. Данные операции оформляются договором мены или иными договорами, условия которых предусматривают безвалютный обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами). Отличительный признак таких сделок - отсутствие платежей за поставляемые товары (работы, услуги).
Вместе с тем сделки, по которым исполнение обязательств производится зачетом встречных требований, возникших на основании различных договоров, под данное основание контроля не подпадают. Таким образом, налоговым органам надлежит в указанном случае устанавливать иные основания для контроля за правильностью применения цен по сделкам.
Главный государственный советник
налоговой службы
В.В.Гусев
Текст документа сверен по:
"Налоги и платежи",
N 8, 2001 года