Об организации присвоения физическим лицам
идентификационных номеров налогоплательщиков
Вопрос:
Налоговые органы в ряде регионов России, в частности в Москве, Московской области и других, требуют от организаций (юридических лиц) организовать работу по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам, работающим в этих организациях по трудовому договору (контракту). На основании каких нормативных актов это делается?
Ответ:
Организация работы по учету налогоплательщиков и присвоению им идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) осуществляется налоговыми органами на основании следующих норм законодательства Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (п.2 ст.15). Согласно ст.57 Конституции каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, 155-ФЗ и от 02.01.2000 N 13-ФЗ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Обязанности налоговых органов и налогоплательщиков - юридических и физических лиц при постановке их на учет в налоговых органах установлены в статьях 23, 32, 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Пунктом 1 ст.83 НК РФ предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Согласно п.7 ст.84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются МНС России. Соответствующий порядок и формы документов, используемые при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309. Согласно установленному порядку ИНН присваивается налогоплательщику - физическому лицу при постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства. Присвоенный ИНН вносится в выдаваемое налогоплательщику свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, форма которого утверждена этим же приказом. Свидетельство оформляется на бланке строгой отчетности и является единственным документом, путем предъявления которого налогоплательщик подтверждает перед третьими лицами факт постановки на учет в налоговом органе и присвоенный ИНН.
Таким образом, введение ИНН направлено на реализацию контроля за выполнением гражданами обязанности, установленной для них ст.57 Конституции, в порядке, установленном нормами главы 14 НК РФ.
При проведении налогового контроля налоговые органы руководствуются также ст.24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. К налоговым агентам относятся, в частности, указанные в Законе Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями) лица (организации, индивидуальные предприниматели и др.), являющиеся источниками выплаты доходов физическим лицам. Налоговый агент несет предусмотренную законодательством ответственность за недостоверность представленных в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных конкретному физическому лицу. Недостоверность указанных сведений может возникать по причинам устаревания ранее полученных предприятием персональных данных физического лица - получателя доходов (замена документов, изменение имени, адреса места жительства и т.п.) и легко устраняется путем применения ИНН физического лица. Выявление случаев неточной идентификации физических лиц в сведениях о выплаченных им доходах осуществляется налоговыми органами согласно нормам главы 14 НК РФ в ходе проведения налоговых проверок источников выплаты доходов. Следовательно, налоговый агент непосредственно заинтересован в применении ИНН физических лиц в подаваемой в налоговый орган налоговой отчетности.
Кроме того, налоговые органы руководствуются положениями гражданского законодательства, в том числе п.1 ст.11 Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", согласно которому персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Именно в связи с этими нормами законодательства приказом МНС России от 19.07.99 N АП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц в налоговой отчетности" предусмотрена возможность применения в налоговой отчетности ИНН физических лиц взамен их персональных данных. Следовательно, налоговый агент может быть заинтересован не указывать в налоговой отчетности персональные данные физических лиц, если есть возможность указать их ИНН. Для этого ему необходимо получить сведения об ИНН физических лиц - получателей доходов.
Дополнительно необходимо отметить, что налоговый орган вправе согласно п.2 ст.432 ГК РФ направить налоговому агенту, используя указанную его заинтересованность, предложение распространить для оформления физическими лицами - получателями доходов бланки заявления физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства и передать оформленные заявления в налоговый орган. При получении налоговым органом от налогового агента согласия на указанное предложение оно считается принятым. Налоговый орган предоставляет налоговому агенту в требуемом количестве указанные бланки. Налоговый агент возвращает налоговому органу оформленные заявления. Таким образом, налоговые органы не вправе требовать и не требуют от работодателей организовывать работу по присвоению ИНН физическим лицам, заключившим с ними трудовой договор (контракт).
Е.Попов,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Финансовая газета", N 15 (435), апрель 2000 года
24 апреля 2000 года N Э248