Гарантийный срок продавца: обязанность или право?
Вопрос:
ООО является продавцом импортных игрушек на российском рынке (без какого-либо договора с изготовителем, за исключением договора купли-продажи). Ассортимент игрушек: мягкие, электронные, интерактивные и т.д.
Обязано ли наше общество давать гарантийный талон на игрушки в письменном виде? Если да, то обязательно ли указывать срок, в течение которого наше ООО обязано обеспечить гарантийный ремонт, или достаточно сослаться на Закон "О защите прав потребителей" (например: "Гарантийный ремонт данного изделия производится в соответствии с Законом "О защите прав потребителей")?
Ответ:
Вопросы, связанные с регламентацией института гражданского права, именующегося как гарантийный срок на товар, устанавливаемый продавцом при осуществлении розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 ГК РФ), регулируются нормами ГК: ст.ст.454 п.5, 470, 471, 475-477, 503, а также дополнительно (субсидиарно) в силу ст.492 п.3 ГК - ст.ст.5 п.п.6, 7, 18 п.6, 19 п.п.1, 2 ФЗ РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 (в редакции от 09.01.96, с учетом изменений на 17.12.99, далее по тексту - ФЗ "О защите прав потребителей")
В соответствии с приведенными выше нормативными источниками (кстати, их перечень составлен в определенной юридической последовательности, имеющей значение при определении юридической последовательности их применения и юридической силы) право, а не обязанность установления гарантийного срока на товар со стороны продавца (а не изготовителя) установлена п.2 ст.470 ГК РФ. Определение же и порядок, условия и иная регламентация гарантийного срока описаны применительно к договору розничной купли-продажи в ст.5 п.п. 6, 7 ФЗ "О защите прав потребителей". Так ст.5 ФЗ "О защите прав потребителей" гласит, что продавец вправе (а не обязан) установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем (см. п.7 ст.5 ФЗ "О защите прав потребителей).
Понятие гарантийного срока впервые законодательно определено в ст.5 п.6 ФЗ "О защите прав потребителей" в соответствии с которым под гарантийным сроком понимается период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст.ст.18 и 29 ФЗ "О защите прав потребителей". В юридической литературе справедливо отмечалось, что в отличие от срока службы и срока годности, гарантийный срок может (но не обязан) устанавливаться на любые товары (услуги, работы) и имеет чисто коммерческий характер, является средством конкурентной борьбы на рынке (см. к примеру: Я.Е.Парций, Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей", издательство "Юрайт", М.,2001, С.61).
Отвечая на поставленный вопрос относительно сроков продолжительности гарантии, устанавливаемой продавцом, можно отметить следующее. В случае если гарантийный срок установлен изготовителем, то продавец вправе (а не обязан) установить дополнительный срок гарантии, который должен его дополнять (присоединяться к гарантийному сроку изготовителя). В случае же отсутствия гарантийного срока на товар со стороны изготовителя продавец вправе (но не обязан) установить свой гарантийный срок на товар, со всеми проистекающим из указанного обстоятельства правовыми последствиями, имеющими место при установлении гарантийного срока на товар, устанавливаемого изготовителем. Указанная информация должны быть доведена до сведения потребителя в соответствии с существующим требованиями и стандартами доведения информации для потребителей (ст.ст.8-10 ФЗ "О защите прав потребителей", ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования", утвержден постановлением Госстандарта России N 439 от 30.12.97).
Что же касается продолжительности срока гарантии, то конкретно длительность ее в отличие от раннее действовавшей редакции ФЗ РФ "О защите прав потребителей" - 1996 года, когда такой срок должен был быть не менее 6 месяцев, в настоящий момент не регламентирована. При этом однако, необходимо руководствоваться положениями ст.ст.476, 477 ГК РФ, а также ст.ст.18, 19 ФЗ РФ "О защите прав потребителей". На практике это означает следующее. Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи покупателю или по иным причинам. В отношении товара, на который продавцом установлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю, вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. При этом в силу ст.477 ГК РФ, если на товар не установлен гарантийный срок, требования связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. И, наконец, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если не докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Как отмечено в постановлении Пленума ВС РФ от 29.09.94 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями на 21.11.2000, п.7 абз.2), по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе) (п.4. ст.13, п.5. ст.14, п.6. ст.28 ФЗ "О защите прав потребителей"). Исключение составляют случаи передачи товара (выполнение услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, были ли установлены на товар (работу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п.6 ст.18, п.п.5, 6 ст.19, п.п.4, 5, 6 ст.29 ФЗ "О защите прав потребителей").
Руководствуясь приведенным положением Пленума ВС РФ, можно безошибочно определить применительно к сложившейся ситуации (спору) с покупателем, на ком лежит бремя доказывания обстоятельств, освобождающих сторону договора от ответственности при недостатке в товаре.
Таким образом, в силу действующего гражданского законодательства РФ гарантийный срок, устанавливаемый продавцом, возможен, но юридически не обязателен. В случае его установления со стороны и по инициативе продавца, срок его не лимитирован и устанавливается по усмотрению продавца, при отсутствии установленного гарантийного срока изготовителя. При наличии последнего гарантийный срок продавца должен увеличивать (присоединять) общий гарантийный срок.
Баринов Юрий,адвокат
Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,
консультант российско-американской аудиторской фирмы "ICPA.Corp.",
контактный тел.: (812) 311-61-30
16 октября 2001 года N Ю1024