Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Вопрос:
Что такое государственная дисциплина цен? Какая ответственность предусмотрена за ее нарушение?
Ответ:
Завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ (ст.146_6 КоАП РСФСР).
Дела об этом административном правонарушении рассматривают: судьи районных (городских) судов; административные комиссии при районных (городских) администрациях, если это входит в компетенцию комиссии; органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Роскомторга (от имени Государственной инспекции эти дела рассматривают начальники территориальных управлений Государственной инспекции, их заместители); органы Государственной инспекции по контролю за ценами Комитета Российской Федерации по политике цен (от имени Государственной инспекции эти дела рассматривают начальники органов по контролю за ценами субъектов Российской Федерации или исполняющие их обязанности должностные лица; примечание: в настоящее время функции Комитета по политике цен переданы Минэкономики России) (ст.199, 202, 224_6, 224_8 КоАП РСФСР).
Поскольку в сфере действия этой нормы находится немало нормативных правовых актов, то ниже приводятся реквизиты только некоторых из них. Так, для юридических лиц, работающих в сфере малого и среднего бизнеса, и индивидуальных предпринимателей определенный интерес представляет постановление Правительства России от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в ред. постановлений Правительства России от 08.02.96 N 131, от 15.04.96 N 473, от 31.07.96 N 915, от 30.06.97 N 773).
Этим постановлением утверждены:
- "Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти" (в ред. постановлений от 08.02.96 N 131, от 31.07.96 N 915, от 30.06.97 N 773);
- "Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. постановления от 15.04.96 N 473);
- "Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок".
Вышеназванным постановлением Правительства России постановлено не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных в вышеназванных перечнях.
"Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти" (в ред. постановлений от 08.02.96 N 131, от 31.07.96 N 915, от 30.06.97 N 773) включает следующее:
- газ природный (кроме реализуемого населению и ЖСК), газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
- продукция ядерно-топливного цикла; тепло- и электроэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
- перекачка, перевалка и налив нефти;
- продукция оборонного назначения;
- алмазное сырье, драгоценные камни;
- протезно-ортопедические изделия;
- перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
- перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
- погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;
- услуги ледокольного флота;
- аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
- обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
- отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством России;
- водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории России или ввозимая на таможенную территорию России.
"Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. постановления от 15.04.96 N 473) включает следующее:
- газ природный, реализуемый населению и ЖСК;
- газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
- тепло- и электроэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
- оплата населением жилья и коммунальных услуг;
- ритуальные услуги;
- услуги систем водоснабжения и канализации;
- торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- услуги почтовой и электрической связи по перечню, утверждаемому Правительством России;
- социальные услуги, предоставляемые населению России государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
В соответствии с этим изданы, в частности, Закон г.Москвы от 26.02.97 N 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественных монополий" и распоряжение Премьера Правительства Москвы от 06.10.97 N 1093-РП "О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения".
"Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок" включает следующее:
- снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
- наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с МПС России (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;
- перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах России) маршрутам, включая такси;
- перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
- перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях.
Административное правонарушение, предусмотренное данной нормой, может заключаться в разнообразных действиях, в частности, в следующих:
- завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги (в том числе завышение фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменений цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.);
- завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
- завышение (занижение) цен на продукцию, поставляемую юридическими лицами по межправительственным соглашениям с другими странами (в том числе СНГ);
- завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;
- включение в стоимость услуг фактически невыполненных или выполненных не в полном объеме, но включенных в полном, работ;
- при поставках некомплектной продукции применение цен, согласованных на комплектную продукцию;
- применение регулируемых цен (тарифов, наценок) предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, у которых уровень обслуживания не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении примененных цен (тарифов, наценок);
- завышение цен на продукцию, из-за конструктивных или технологических недостатков не имеющей тех потребительских свойств, которые были приняты при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
- нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
- неперечисление предприятиями-монополистами в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременного снижения цен (тарифов, надбавок) на продукцию, включенную в Реестр предприятий-монополистов;
- неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременного снижения цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) организациями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;
- применение незарегистрированных оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующие изделия;
- применение свободных оптовых (отпускных) цен (тарифов, наценок, надбавок), не согласованных в установленном порядке с потребителями;
- несоблюдение установленных минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%.
В отношении минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% действуют, в частности:
- письмо Минэкономики от 30.12.96 N СВ-477/7-1218 "О применении минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации";
- письмо Минэкономики от 17.03.97 N СВ-120/7-190 "Об утверждении минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации".
Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
Телефон: (812) 186-80-57
E-mail: [email protected]
16 февраля 1998 года N Ю1116