Законодательство о проведении выездной налоговой проверки
по вопросу правильности исчисления налога на покупку иностранных денежных знаков
и оформления платежных документов в иностранной валюте
Вопрос:
Какие нормативные акты регулируют порядок проведения выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления налога на покупку иностранных денежных знаков?
Ответ:
При проведении выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на покупку иностранных денежных знаков, а также правильности оформления платежных документов в иностранной валюте следует руководствоваться следующими законодательными актами и нормативно-правовыми документами.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Федеральный закон от 21.07.97 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (в ред. Федерального закона от 16.07.98 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте")
.
Инструкция МНС России от 07.08.97 N 45 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (в ред. изменений и дополнений Госналогслужбы России N 1, внесенных приказом Госналогслужбы России от 27.07.98 N БФ-3-05/154).
Инструкция Банка России от 27.02.95 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" (в ред. указаний от 28.09.99 N 649-У).
Письмо Госналогслужбы России от 06.08.98 N ВГ-6-05/499.
Письмо МНС России от 06.06.2000 N ВП-6-18/433@.
Согласно Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Банка России от 18.06.97 N 02-263, установлено, что расчеты по налогам составляются в соответствии с требованиями налогового законодательства. Поэтому в целях полноты исчисления налога необходимо в случаях, когда валютный счет пополняется его владельцем как наличной иностранной валютой, так и поступлением проконвертированных средств с рублевого счета, в целях правильности определения облагаемой базы по налогу на покупку наличной иностранной валюты рекомендовать банку вести раздельный учет поступающих на валютный счет средств.
Налог удерживается по курсу продажи коммерческого банка или кредитной организации, действующему на день фактической выплаты наличной иностранной валюты. Не подлежат обложению налогом операции по выдаче с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов до 29 июля 1998 года включительно, а также внесенных на валютный счет в наличной форме или поступивших с иных валютных счетов. В соответствии с последним абзацем п.1 Изменений и дополнений N 1 к инструкции N 45 выдача наличной иностранной валюты физическому лицу осуществляется в первую очередь в пределах средств, не облагаемых налогом.
При проверке следует обратить внимание, что в случае установления фактов, свидетельствующих об осуществлении коммерческими банками и иными кредитными организациями, а также их клиентами банковских операций, позволяющих избежать уплаты налога на покупку наличной иностранной валюты (внесение денежных средств в рублях на расчетный счет, их конвертация в иностранную валюту, зачисление иностранной валюты на валютный счет, с которого производится выплата наличной иностранной валюты физическим лицам), вопрос уплаты указанного налога необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, учитывая, что условием освобождения от налога операций по выдаче с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам является поступление в банк или иную кредитную организацию денежных средств непосредственно в иностранной валюте.
М.Быкова,
советник налоговой службы I ранга
МНС России
"Финансовая газета", N 37 (509), сентябрь 2001 года
24 сентября 2001 года N Э355