Правила распространения периодических печатных изданий
Вопрос:
Имеются ли какие-нибудь обязательные правила распространения периодических печатных изданий?
Ответ:
В соответствии с Законом РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" распространение продукции средства массовой информации может быть коммерческим и некоммерческим. В соответствии с указанным Законом распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата; продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно" и не может быть предметом коммерческого распространения.
В соответствии с Законом РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" распространение периодической печатной продукции осуществляется только после получения разрешения главного редактора редакции средства массовой информации о выходе в свет периодического печатного издания.
Закон РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" устанавливает перечень выходных данных любого периодического издания (распространяемого как коммерческим, так и некоммерческим способом). Согласно ст.27 Закона РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" к ним относятся:
1) название издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6) тираж;
7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
8) адреса редакции, издателя, типографии.
В соответствии со ст.28 Закона РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Абзац 3 ст.28 Закона РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" устанавливает, что для средств массовой информации, специализирующихся на производстве продукции рекламного или эротического характера, устанавливается потиражный сбор, взимаемый в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако в настоящее время Правительством РФ не определен порядок взимания потиражного сбора со средства массовой информации, специализирующейся на продукции рекламного характера.
Статья 29 Закона РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" возлагает обязанность на средства массовой информации по направлению обязательных бесплатных экземпляров: учредителю (соучредителям); органу, зарегистрировавшему данное средство массовой информации; в Министерство печати и информации Российской Федерации; в научно-производственное объединение "Всесоюзная книжная палата"; в Государственную библиотеку СССР им.В.И.Ленина; Государственную публичную библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина; Библиотеку Верховного Совета Российской Федерации и Библиотеку Президента Российской Федерации. Указанная обязанность распространяется также и на средства массовой информации, регистрация которых не требуется в соответствии со ст.12 Закона РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации".
Савин Р.В.,
главный специалист ЗАО "Юридический
центр "Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64
25 ноября 2001 года N Ю1241