Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901802130.htm


Требования к непериодическому печатному изданию

 

    

 Вопрос:

     
    Наше предприятие намерено выпустить буклет, содержащий информацию о продукции предприятия. Имеются ли какие-либо обязательные требования к такой деятельности?
    
   

 Ответ:


    В соответствии со ст.2 Закона РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. При этом согласно ст.2 Закона РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации" под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Если юридическое лицо намеревается производить и распространять печатную продукцию, которая не подпадает под понятие периодической печатной продукции в соответствии с Законом РФ N 2124-1 от 27.12.91 "О средствах массовой информации", что и имеет место в данном случае, то приказом Министерства печати РФ от 28.06.93 N 127 "Об утверждении перечня выходных сведений, размещаемых в непериодических печатных изданиях" (далее - Перечень) установлен перечень выходных сведений для непериодических печатных изданий, который является обязательным. Кроме того, содержание и расположение выходных сведений в печатных изданиях определяется Государственными стандартами, действующими на территории Российской Федерации. В настоящее время действует ГОСТ 7.4-86, утвержденный Госстандартом СССР 27.09.86 N 2740, который носит рекомендательный характер.
    
    Согласно Перечню непериодическое печатное издание должно содержать следующие выходные сведения:
    
    1. Сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании издания.
    
    2. Заглавие (название) издания.
    
    3. Надзаголовочные данные.
    
    4. Подзаголовочные данные.
    
    5. Выходные данные (место выпуска издания, название издательства или издающей организации, год выпуска издания).
    
    6. Авторский знак.
    
    7. Классификационные индексы универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК).
    
    8. Аннотация на книгу.
    
    9. Знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:
    

    латинской буквы С в окружности: ©;
    
    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
    
    года первого опубликования произведения.
    
    10. Международный стандартный номер книги (ISBN).
    
    11. Выпускные данные (номер лицензии на издательскую деятельность и дата ее выдачи; дата подписания в печать, сдачи в набор, вид, номер, формат и доля листа бумаги; гарнитура шрифта основного текста; вид печати; объем издания в условных печатных листах; объем издания в учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; название и полный почтовый адрес издательства или издающей организации; название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия).
         
    Вышеназванные сведения относятся к непериодическим печатным изданиям в целом, следовательно, для конкретного вида такого печатного издания (например, рекламного буклета или художественной книги) должны указываться только те сведения, которые могут быть указаны применительно к конкретному виду непериодического печатного издания.
    
    При издании печатной продукции, содержащей рекламную информацию, необходимо руководствоваться также требованиями Федерального закона Российской Федерации N 108-ФЗ от 18.07.95 "О рекламе" (далее - ФЗ РФ N 108), который устанавливает общие правила к рекламе.

    

    Статья 5 Федерального закона РФ N 108 устанавливает общие требования, которым должна соответствовать реклама:


    - реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения;
    
    - использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается;
    
    - если печатная продукция распространяется частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий);
    
    - организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.
    
    В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона РФ N 108 реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. При этом данное положение не распространяется печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
    
    Пункт 3 ст.5 Федерального закона N 108 устанавливает, что реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.
    
    В соответствии с абз.2 п.4 ст.5 Федерального закона РФ N 108 в рекламе в обязательном порядке должен быть указан номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию. Кроме того, реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".
    
    Следует также отметить, что в соответствии со ст.21 Федерального закона N 108 на рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя возложена обязанность по хранению материалов или их копий, содержащих рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение года со дня последнего распространения рекламы.
     


Савин Р.В.,
юрист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64

25 ноября 2001 года N Ю1242