Правовое регулирование налогообложения рекламы
в Волосовском районе Ленинградской области
Вопрос:
Какими нормативными актами регулируется налогообложение рекламной деятельности в Волосовском районе Ленинградской области?
Ответ:
Установление и введение налога на рекламу на территории Волосовского района Ленинградской области осуществлено постановлением главы администрации Волосовского района Ленинградской области от 30 мая 1994 года N 310 "О налоге на рекламу" (далее - постановление). Согласно п.1 постановления налог на рекламу введен на территории Волосовского района с 31 мая 1994 года.
Круг плательщиков налога на рекламу определен в разделе 2 положения "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу" (приложение N 1 к постановлению): "Плательщиками указанного налога являются предприятия и организации всех организационно-правых форм, расположенные на территории города и района, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также граждане Российской Федерации, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном порядке, рекламирующие свою продукцию (находящуюся в собственности или в полном хозяйственном ведении) и получающие доход от размещения рекламы на рекламных носителях". Как мы видим, в этом определении подчеркивается то, что платит налог на рекламу именно то лицо, которое рекламирует свою продукцию. Тем не менее, как представляется, подобный подход нельзя признать оптимальным. Дело в том, что применительно к данному определению встает вопрос: "А должен ли платить налог рекламодатель, если он не совмещает свои функции с функциями рекламопроизводителя и рекламораспространителя?" То есть следует оценить, ставится ли обязанность по уплате налога в зависимость от фактического рекламирования продукции или от заключения договора на оказание рекламных услуг и работ по приданию рекламе внешней формы выражения.
Верным представляется вывод о том, что речь должна вестись об инициаторе процесса рекламирования определенной продукции, т. е., говоря юридическим языком, - о рекламодателе, независимо от того, совмещает ли он свои функции с какими-либо иными. Некоторая неясность связана вновь с подменой юридических понятий экономическими категориями. Очевидно, что критерий "рекламирования своей продукции", указанный в качестве признака плательщика налога на рекламу в Волосовском районе, должен рассматриваться в качестве обобщающего для процессов: инициирования создания и распространения рекламы (заключение гражданско-правового договора), придания рекламной информации объективированной вовне формы, доведение рекламы до ее потребителей. К такому выводу позволяет прийти, например, признак получения плательщиком налога на рекламу дохода от размещения рекламы на рекламном носителе. Согласно ст.41 НК РФ и п.2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года N 32н, под доходом понимается экономическая выгода субъекта. Очевидно, что рекламораспространители и рекламопроизводители получают экономическую выгоду не от размещения рекламы на носителе, а от исполнения соответствующего гражданско-правового договора (п.1 ст.423 ГК РФ). Содержание и субъект рекламной информации в этом случае не имеет значения применительно к размеру и иным параметрам экономической выгоды, т. к. возмездность гражданско-правового договора непосредственно связана с предметом договора. Сама же реклама как информация определенного содержания, исходя из ее легального определения в Законе "О рекламе", может приносить экономическую выгоду только рекламодателю.
Что касается предприятий с иностранными инвестициями, то следует иметь в виду, что Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ не содержит термина "предприятие с иностранными инвестициями", как Закон 1991 года. Указанный термин заменен на термин "коммерческая организация с иностранными инвестициями". Как представляется, между этими терминами нельзя поставить знак равенства, поскольку Гражданский кодекс РФ разводит понятия коммерческая и некоммерческая организация (ст.50 ГК РФ) с точки зрения их правового режима. В частности, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и при условии соответствия этим целям (часть 2 п.3 ст.50 ГК РФ). По нашему мнению, в части осуществления некоммерческими организациями с участием иностранного капитала предпринимательской деятельности нет оснований для исключения их из числа плательщиков налога на рекламу. С экономической точки зрения вряд ли разумно проводить грань между коммерческой и некоммерческой организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в зависимости от целей использования полученной прибыли. Думается, что для налогообложения цель использования прибыли, во всяком случае, не имеет значения. Единственным случаем, когда необходимо учитывать эту цель является применение некоторых льгот. Однако следует иметь в виду, что льготы предоставляются в зависимости от фактического распределения прибыли на определенные цели, а не от наличия намерения осуществить данные расходы.
Очевидным несоответствием действующему гражданскому законодательству выглядит использование при определении круга плательщиков такого критерия, как "нахождение рекламируемой продукции в собственности или полном хозяйственном ведении" плательщиков. Действующий ГК РФ не содержит такого вещного права, как право полного хозяйственного ведения (ст.216 ГК РФ), выделяя право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В результате неприведения положения о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в соответствие с действующим законодательством можно говорить о том, что субъекты права хозяйственного ведения и (тем более!) оперативного управления не относятся к числу плательщиков налога на рекламу в Волосовском районе Ленинградской области. Однако этот вывод вряд ли объясним с позиции логики. Вызывает вопрос и ситуация, когда в качестве рекламодателя выступает агент (комиссионер) или доверительный управляющий, поскольку все указанные субъекты гражданского оборота не приобретают права собственности или иного вещного права на имущество принципала (комитента, учредителя доверительного управления) - ст.ст.996, 1011, ч.2 п.1 ст.1012 ГК РФ. Следовательно, плательщиками налога, по всей видимости, должны оставаться собственники или обладатели иного вещного права на рекламируемое имущество. Однако собственники этого имущества не рекламируют свою продукцию и, более того, могут даже не знать о проводимой рекламе. А согласно разделу 2 Положения осуществление рекламирования собственной продукции является признаком плательщика налога на рекламу. Не говоря уже о том, что собственник (иной правообладатель) рекламируемой продукции может не являться предпринимателем и не осуществлять предпринимательскую деятельность. Таким образом, создается легальный способ для избежания налогообложения рекламы.
Ильюшихин И.Н.,
магистр права СПбГУ,
генеральный директор ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион",
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64
18 марта 2000 года N Ю1324