Объект налога на рекламу и порядок его исчисления в
Волосовском районе Ленинградской области
Вопрос:
Проясните, пожалуйста, что является объектом налога на рекламу в Волосовском районе Ленинградской области? Каков порядок исчисления указанного налога?
Ответ:
В соответствии с разделом 2 приложения к постановлению главы Администрации Волосовского района Ленинградской области от 30 мая 1994 года N 310 "О налоге на рекламу": "Объектом налогообложения является стоимость услуг, оплачиваемых за рекламу продукции". Приведенное определение представляет собой явное новшество по сравнению со всеми формулировками, изложенными выше. И первый блин, как обычно, оказался комом. Определение разводит возмездные услуги, стоимость которых и облагается налогом на рекламу и рекламу продукции, которая стоит особняком. В этом случае возникает вопрос: "Какие именно услуги (помимо рекламных) формируют объект налога на рекламу?" Представляется, что даже подобная постановка вопроса является риторической и содержит в себе ответ. Разумеется, что никакие иные, помимо рекламных, услуги не образуют объект обложения налогом на рекламу. В противном случае пропадает экономическое основание данного налога, что противоречит п.3 ст.3 НК РФ. Очевидно, что речь должна вестись именно о содержании оказываемых за встречное предоставление услуг. При подобном подходе будет акцентироваться внимание на неразрывной связи таких услуг с рекламой в ее гражданско-правовом понимании. Подобный же акцент представляется вполне обоснованным. Хотим отметить, также весьма существенный момент при разделении гражданского и налогового понимания работ и услуг. Разница весьма существенна, и ее следует учитывать при использовании терминологии. Не вдаваясь в понятие услуг и работ в гражданском праве, следует отметить, на наш взгляд, основное. В соответствии с п.2 ст.779 ГК РФ работы рассматриваются Кодексом как разновидность услуг в их экономическом понимании. Это следует из того, что в поименованном пункте указано, что положения главы 39 ГК РФ не применяются к услугам, оказываемым по договорам, предусмотренным главами 37 ГК РФ (подряд) и др. В качестве такой разновидности работы, сохранив родовые признаки услуги, приобретают и качественно специфические признаки. В качестве основного признака М.В.Кротов указывает на различную экономическую форму результата оказываемых услуг. "В обязательстве по оказанию услуг, - пишет он, - предметом является результат деятельности услугодателя, не отделимый от самой деятельности и не получающий овеществленного выражения. В обязательствах подрядного типа и примыкающих к нему обязательствах по производству работ предметом правоотношения выступает овеществленный результат деятельности исполнителя". Соглашаясь с данной позицией, А.П.Сергеев в числе объектов гражданского права называет результаты работ и услуги, подчеркивая тем самым указанное выше различие между работами и услугами. Очерченные различия включил в легальное определение работы и услуги Налоговый кодекс РФ. Так, согласно п.4 ст.38 НК РФ: "Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц". А в силу п.5 ст.38 НК РФ: "Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности". Таким образом, Налоговый кодекс возвел указанные выше отличия работ и услуг в ранг нормы права. Однако не следует думать, что подобные нововведения сводят на нет экономическую общность указанных видов деятельности. Напротив, приведенные определения подчеркивают, что в основе и работы, и услуги лежит деятельность. Соответственно и на сегодняшний день представляется правильным говорить о том, что работа есть лишь разновидность услуги, обладающая определенными качественно специфическими признаками. Следовательно, использование в научных работах, в практической деятельности, в законотворчестве в качестве общего термина "услуга" не является неправильным. Однако по возможности следует конкретизировать, что в определенных случаях речь ведется именно о работах. Выше мы указывали, что по тексту настоящей работы мы используем термин "рекламные услуги", который объединяет как собственно услуги (распространение рекламы), так и работы (изготовление доступных для восприятия рекламных носителей). (См. Гражданское право. Учебник. Т.2 / под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М., 1997.)
Раздел 2 приложения к постановлению N 310 далее указывает, что рекламодатели продукции, работ, услуг затраты на рекламу относят на себестоимость. Следует, однако, иметь в виду, что вопросы включения затрат различного рода в себестоимость товаров (работ, услуг) решаются в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552 (с изменениями и дополнениями). Среди принципов включения затрат в себестоимость в литературе называется в том числе и принцип корректировки затрат в целях налогообложения, суть которого заключается в том, что "для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов" ч.2 п.1 Положения о составе затрат). (См. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Ярошенко А.В. Профессиональный комментарий к Положению о составе затрат по проиводству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Изд. 6-е. М., 1999. С. 21 - 63.)
К числу таких корректируемых затрат относятся и затраты, связанные с рекламой (подпункт "у" п.2 Положения о составе затрат, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. Такие нормы утверждены приказом Минфина РФ от 1 марта 2001 года N 18н, в соответствии с которым общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по следующим нормативам:
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость |
Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли |
До 30 млн. рублей включительно |
7,5 процентов от объема |
Свыше 30 млн. рублей |
2,25 млн. рублей + 3,75 процента объема, превышающего 30 млн. рублей |
Свыше 300 млн. рублей |
12,375 млн. рублей + 1,5 процент с суммы, превышающей 300 млн. рублей. |
Следует учесть, что при отнесении рекламных расходов на себестоимость должны соблюдаться и все иные принципы, установленные Положением о составе затрат. Это, в частности, принцип производственной направленности затрат, принцип принадлежности затрат деятельности самого предприятия и т. д. И лишь при соблюдении всех указанных выше ограничений затраты на рекламу могут быть отнесены на себестоимость без риска подвергнуться налоговым санкциям по ст.122 НК РФ за уклонение от уплаты налога вследствие неправомерного занижения налогооблагаемой прибыли.
Порядок уплаты налога на рекламу в Волосовском районе Ленинградской области абсолютно аналогичен порядку, установленному в письме Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня 1992 года N N 4-5-20, ИЛ-6-04/176, 5-1/693 "Официальные материалы по местным налогам и сборам" (с изменениями и дополнениями от 1 июня 1993 года).
Ильюшихин И.Н.,
Генеральный директор ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион", Магистр права СПбГУ
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64
18 марта 2000 года N Ю1326