Предприятие должно встать на налоговый учет по месту фактического нахождения и
уплачивать там все предусмотренные законодательством РФ налоги и сборы в
общеустановленном порядке
Вопрос:
Юридический и фактический адрес предприятия (в пределах СПб) не совпадают. Нужно ли вставать на налоговый учет по месту фактического нахождения и какие налоги нужно уплачивать по месту нахождения?
Ответ:
Так как в вопросе не уточняется, что в данном случае подразумевается под понятием "юридический" адрес и "фактический" адрес, предположим, что «юридический адрес» - это адрес, указанный в качестве местонахождения предприятия (акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью) в учредительных документах, и по этому адресу предприятие не имеет каких-либо органов и вообще не осуществляет никакой деятельности. В действительности предприятие функционирует по «фактическому» адресу.
В такой ситуации, на наш взгляд, предприятие должно встать на налоговый учет по месту фактического нахождения и уплачивать там все предусмотренные законодательством РФ налоги и сборы в общеустановленном порядке.
Данный вывод можно сделать исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их нахождения. Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места его нахождения. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения в 10-дневный срок с момента такого изменения (п.4 ст.84 НК РФ).
Согласно п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации. При этом необходимо учитывать постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В пункте 21 указанного постановления предусмотрено, что порядок регистрации юридических лиц, в том числе определение места его регистрации, должен быть установлен законом о регистрации юридических лиц. Учитывая, что согласно ст.8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок, следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является местонахождение его органов.
Аналогичный подход к разрешению данного вопроса изложен заместителем руководителя УМНС РФ по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Задорновым И.Н. в письме УМНС РФ по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28.09.99 N 26-05/13675.
Таким образом, налогоплательщики-организации обязаны встать на учет по месту своей государственной регистрации, а именно - по месту нахождения их органов. В случае же изменения места нахождения органов юридического лица необходимо согласно п.2 ст.23 НК РФ, п.3, 4 ст.84 НК РФ письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту учета для снятия с учета.
Место нахождения каждого конкретного предприятия - акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью устанавливается его учредительными документами.
В соответствии с законами РФ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» в учредительных документах должно быть предусмотрено:
1) место нахождения общества, которое определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с федеральными законами учредительными документами не предусмотрено иное;
2) почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь и об изменении которого общество обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, если из учредительных документов следует, что местом нахождения общества является "юридический" адрес, то предполагается, что именно там должны находиться органы юридического лица (когда специально не оговорено иное). В данном случае по "юридическому" адресу предприятие не имеет каких-либо органов и вообще не осуществляет никакой деятельности. В действительности предприятие функционирует по «фактическому» адресу. Следовательно, произошло изменение местонахождения общества, т. е. его органов, на "фактический" адрес. Именно там предприятие должно встать на налоговый учет и уплачивать все предусмотренные законодательством РФ налоги и сборы в общеустановленном порядке.
При этом необходимо учитывать, что согласно п.9 ст.83 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Иванова Марина,
юрист ЗАО «ICPA Corp»,
г.Санкт-Петербург
27 декабря 2001 года N А1253