Административное задержание,
досмотр вещей, изъятие вещей и документов
Вопрос:
Какие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусмотрены законодательством?
Ответ:
В отдельных случаях законодательством допускаются следующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:
- административное задержание лица,
- личный досмотр,
- досмотр вещей,
- досмотр транспортных средств,
- изъятие документов,
- изъятие вещей.
Эти меры носят административно-процессуальный характер (то есть, в отличие от административных взысканий, они не являются мерами ответственности) и допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, и только в следующих целях:
- пресечение административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия;
- установление личности;
- составление протокола об административном правонарушении (при невозможности составления его на месте и если составление протокола является обязательным);
- обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
- исполнение постановления по делам об административных правонарушениях (ст.239 КоАП РСФСР).
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания.
Протокол подписывают составившее его должностное лицо и задержанный. При отказе задержанного от подписания в протоколе делается запись об этом.
По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы (о задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно) (ст.240 КоАП РСФСР).
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, могут производить только органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательством Российской Федерации.
По административным правонарушениям административное задержание могут производить:
- органы внутренних дел:
- при злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции,
- при совершении незаконных операций с иностранной валютой и платежными документами,
- при незаконной продаже товаров или иных предметов,
- при торговле с рук в неустановленных местах,
- при незаконной торговле товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена,
- при торговле, сдаче в прокат и ином незаконном использовании экземпляров произведений или фонограмм,
- при осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации или лицензирования,
- при неповиновении работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу,
- при нарушении правил дорожного движения,
- при нарушении правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира,
- в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
- старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество;
- должностные лица органов государственного горного надзора, органов пограничной службы РФ, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству - при совершении правонарушений на континентальном шельфе РФ, связанных с:
- нарушением действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на этом шельфе,
- нарушением правил захоронения отходов и других материалов,
- невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ об остановке судна,
- воспрепятствованием осуществлению должностными лицами этих органов возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна,
- незаконной передачей минеральных и живых ресурсов физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам,
- внутренние войска МВД России - при злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внутренних войск МВД России, неповиновении работнику милиции, военнослужащему внутренних войск МВД России, иному уполномоченному должностному лицу;
- органы пограничной службы Российской Федерации - при совершении нарушений:
- режима Государственной границы,
- пограничного режима,
- режима в пунктах пропуска через Государственную границу,
- злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы РФ, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органа внутренних дел (ст.241 КоАП РСФСР).
Административное задержание представляет собой кратковременное принудительное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение, и может длиться не более трех часов.
Лишь в исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены иные сроки административного задержания.
До рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел могут быть задержаны лица, совершившие:
- незаконную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена;
- торговлю с рук в неустановленных местах;
- неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу;
- незаконную продажу товаров или иных предметов (здесь названы лишь основания, соответствующие теме книги).
Лица, нарушившие режим Государственной границы, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу, а также совершившие правонарушения на континентальном шельфе РФ, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.
Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола (если лицо находится в состоянии опьянения, то со времени его вытрезвления). (ст.242 КоАП РСФСР).
Личный досмотр могут производить уполномоченные на то должностные лица следующих органов:
- внутренних дел,
- внутренних войск МВД России,
- военизированной охраны,
- гражданской авиации,
- таможенных учреждений,
- органов пограничной службы России,
а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов.
Личный досмотр производится уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. О досмотре составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Личный досмотр в таможенных учреждениях производится в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.243 КоАП РСФСР).
Досмотр вещей и товаров могут производить уполномоченные на то должностные лица следующих органов:
- внутренних дел,
- военизированной охраны,
- гражданской авиации,
- таможенных учреждений,
- налоговых,
- пограничной службы РФ,
- лесоохраны,
- рыбоохраны,
- государственного надзора за связью,
- Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей,
- Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию,
- осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты,
а случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов.
Досмотр вещей и товаров, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся, однако в случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). О досмотре составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Досмотр вещей и товаров в таможенных учреждениях производится в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.243 КоАП РСФСР).
Изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, производится должностными лицами органов, правомочных осуществлять административное задержание, или органов, правомочных производить личный досмотр и досмотр вещей и товаров.
Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов. После рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, изъятые вещи и документы в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении, в протоколе о досмотре вещей или в протоколе об административном задержании (ст.244 КоАП РСФСР).
К лицу, совершившему правонарушение при исполнении служебных обязанностей, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов применяются только в случаях, не терпящих отлагательства (ст.244 КоАП РСФСР).
Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору (ст.246 КоАП РСФСР).
Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
Телефон: (812) 186-80-57
E-mail: [email protected]
16 февраля 1998 года N Ю1440