Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901808628.htm

    

Взыскание убытков с железной дороги за задержку отправления поезда  


 Вопрос:

    

    Я заключил договор с организацией о предоставлении консультационных услуг в арбитражном суде по вопросам налогообложения. Судебное заседание было назначено на 4 января в 15 ч. 30 мин. По расписанию мой поезд должен прибыть в 14.00 дня заседания, но поезд опоздал на 2 часа 03 минуты. В связи с этим я нарушил условия договора и не явился в судебное заседание к назначенному сроку. Договор со мной был расторгнут. Я несу убытки. Как я могу взыскать с Ж/Д причиненные мне убытки в полном объеме? На какие законы я могу сослаться в обоснование своих требований?

    
    

 Ответ:


    Первоначально нужно четко определить, в каких договорных отношениях находился заявитель и, исходя из вида обязательства, определить правовой режим разрешения возникшей конфликтной ситуации и права заявителя. Судя по тексту вопросов, безусловно, обозначенные требования заявителя регулируются в первую очередь положениями главы 40 ГК РФ ("Перевозка"). Согласно п.1 ст.784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. При этом (п.2 ст.784 ГК РФ) условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашениями сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

    Из приведенных выше нормативных положений применительно к тематике поставленных вопросов важно подчеркнуть следующие выводы:
    
    во-первых, приоритет норм ГК РФ перед иными нормативными актами (ст.3 ГК РФ) в области перевозки пассажиров;
    
    во-вторых, юридический примат специальных законов об отдельных видах транспорта по сравнению с иными законами (например, ФЗ РФ "О защите прав потребителей"), в области прав пассажиров в частности;
    
    в-третьих, нормы ГК РФ напрямую устанавливают форму ответственности в случае нарушения прав пассажиров (штраф), размер которой в соответствии с ГК РФ устанавливается в транспортных уставах и кодексах.

    

    Далее, ГК РФ имеет специальные нормы, непосредственно относящиеся к пассажирам. Так, в силу ст.795, п.1, ГК РФ устанавливает, что в случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания (за исключением перевозок в городском и пригородных сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Приведенные выше общие правовые последствия при ненадлежащем исполнении или неисполнении договора перевозки относятся к любым видам транспорта, разница состоит лишь в конкретных размерах этой ответственности, порядке и условиях ее взыскания, которые прописываются непосредственно в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.

    В нашем случае речь идет о железнодорожном транспорте. Поэтому мы должны руководствоваться: Транспортным уставом железных дорог РФ (ФЗ РФ от 08.01.98 N 2-ФЗ, далее по тексту - Транспортный устав) и Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.03.99 N 277, в редакции от 29.01.2001, далее по тексту - Правила).

    В соответствии со ст.130 Транспортного устава за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем стоимость проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных, не зависящих от железной дороги обстоятельств. Порядок уплаты штрафа определяется Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте.


    До предъявления к железной дороге иска, возникающего в связи с осуществлением перевозки пассажиров или багажа, к железной дороге может быть предъявлена претензия в случае: задержки или опоздания поезда (ст.136 Транспортного устава), при этом к претензии необходимо приложить проездной документ (билет). Для заявителя особенно важно знать, что он имеет как пассажир право выбора непосредственного субъекта ответственности, коим может быть, или железная дорога отправления или железная дорога назначения (ст.137 Транспортного устава, п.31 Правил). Претензия к железной дороге может быть предъявлена в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней (ст.139 Транспортного устава). Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменном форме заявителя в течение 30 дней с момента получения претензии (ст.140 Транспортного устава, п.31 Правил). В случае удовлетворения железной дорогой претензии заявителя деньги в размере суммы штрафа по просьбе пассажира пересылаются по месту жительства или выдаются ему непосредственно на руки (п.31 Правил). Иски к железной дороге, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, багажа, а также грузобагажа для личных (бытовых) нужд, могут быть предъявлены не ранее истечения сроков, установленных ст.139 настоящего устава, или до истечения таких сроков, если получен ответ железной дороги на претензию (ст.141 Транспортного устава). Как явствует из приведенных выше законодательно прописанных норм, относящихся к перевозке пассажиров, в настоящий момент законодательно закреплен принцип ограниченной имущественной ответственности (ст.400 ГК РФ) железной дороги в случае нарушения ею своих обязательств. Следовательно, говорить о юридической возможности возмещения убытков, причиненных пассажиру в связи с нарушением железной дорогой договора перевозки пассажира, не приходится и такая постановка вопроса юридически проблематична. Как отмечалось ранее, форма, размеры, порядок и основания освобождения от ответственности железной дороги, помимо ГК РФ, прописываются в законодательстве о железнодорожном транспорте (ст.ст.784, 786, 795, 797 ГК РФ, Транспортный устав, Правила).

    В юридической литературе имеются сторонники и противники принципа ограниченной ответственности железной дороги, поскольку указанный принцип, безусловно, ущемляет интересы остальных участников договора перевозки, оставляя без компенсации их значительные имущественные потери. "Между тем ограниченная ответственность перевозчика за несохранность груза является вполне традиционной для договора перевозки. Данный принцип ответственности перевозчика известен русскому дореволюционному транспортному законодательству, он также отражен в многочисленных международных соглашениях в области перевозок различными видами транспорта" (см. Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), конвенции ООН о морской перевозке, так называемые "Гамбургские правила", 1978 год, конвенции ОНН о международных смешанных перевозках грузов, 1980, Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.2, изд. 4, СПб., с.280; Скуцкий Г., Новый устав железных дорог: приобретения и потери, "Кодекс-INFO" N 17). Ограниченный принцип ответственности железной дороги находится в полном соответствии также и с нормами действующей общей части ГК РФ, регулирующими порядок взыскания убытков, их соотношения с предусмотренными договорными отношениями - неустойками (см. ст.ст.15, 393, 394, 400 ГК РФ). Поэтому нельзя согласиться с выводами некоторых авторов о том, что "независимо от установления в транспортных уставах и кодексах штрафа за задержку отправления и прибытия транспортного средства, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения понесенных им убытков по общим правилам гражданского законодательства (ст.393 ГК). Однако размер понесенных убытков должен быть пассажиром доказан" (см. Комментарий к ГК РФ, части второй, под редакцией О.Н.Садикова. М., 1996, с.367). Приведенный вывод как раз и оспаривается именно теми общими положениями общей части ГК РФ и, в частности, той же ст.393 ГК. Так, в силу п.2 ст.393 ГК РФ убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст.15 ГК РФ. Статья 15, п.1, ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно ст.400  ГК РФ по отдельным видам обязательств, связанным с определенным видом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность), в том числе и по договорным отношениям, субъектом которых является гражданин-потребитель. Такими законами, закрепляющими принцип ограниченной ответственности и являются, применительно к железнодорожной перевозке пассажиров, ст.ст.15, 393, п.2, 394, п.1, абзац 2, 400, 795, п.1, ГК РФ, Транспортный устав, Правила.
    

    Равным образом по указанным выше причинам не может быть признана точка зрения, в соответствии с которой возможно взыскание убытков гражданина-потребителя с транспортной организации в части, не покрытой неустойкой (см.: "Экономика и жизнь", N 27, 2000, с.32, "Если вылет задерживается:", Е. Перминова). Так, в соответствии с п.1, абзацем 2, ст.394 ГК РФ следует, что законом или договором предусматриваются случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков. Законодатель в отношении железной дороги (да и любой иной транспортной организации) продекламировал принцип ограниченной имущественной  ответственности, и поэтому неупоминание в текстах указанных выше транспортных специальных законов об убытках, о соотношении неустойки и убытков, на наш взгляд, не дает права применять по аналогии положения п.1 ст.394 ГК РФ, позволяющие требовать дополнительного взыскания убытков, сверх предусмотренной неустойки.


    Таким образом, заявителю мы рекомендуем обратиться с соответствующей претензией к железной дороге о взыскании штрафа в размере 3% от стоимости проезда за каждый полный час допущенного опоздания поезда, приложив к тексту претензии свой железнодорожный билет. Претендовать на взыскание с железной дороги неполученного дохода в связи с расторжением договора на оказание консультационных услуг, на наш взгляд, весьма проблематично.


Баринов Юрий,адвокат
Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,
консультант российско-американской аудиторской фирмы "ICPA.Corp.",
контактный тел.: (812) 311-61-30

21 января 2002 года N Ю1471