Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901809241.htm

 

Комитет по жилищной политике Санкт-Петербурга  
- правопреемник Жилищного комитета мэрии?



 Вопрос:

   Является ли Комитет по жилищной политике г.Санкт-Петербурга, приказ N 13-п об утверждении которого был подписан губернатором Яковлевым В.А. 01.02.99, правопреемником Жилищного комитета мэрии Санкт-Петербурга, ликвидированного по приказу губернатора от 15.01.97 N 6-п?
    
    

 Ответ:

    Приказом губернатора Санкт-Петербурга N 31-п от 01.11.96 был ликвидирован Жилищный комитет мэрии Санкт-Петербурга. Приказом губернатора N 6-п от 15.01.97 была образована ликвидационная комиссия, утвержден состав ликвидационной комиссии; в соответствии с этим приказом была осуществлена в установленном порядке передача высвобождаемого имущества Жилищного комитета в оперативное управление Комитета по жилищной политике.
    
    В соответствии с п.1 ст.61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
    
    Однако Жилищный комитет являлся не просто субъектом гражданских правоотношений. Как часть аппарата Мэрии Санкт-Петербурга, аппарата публичного, Жилищный комитет выполнял публичные функции исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
    
    Согласно ст.71 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга как субъекта Федерации. К функциям Жилищного комитета в соответствии с п.2 Положения о Комитете относились:


    - разработка предложений по осуществлению единой в городе жилищной политики и подготовка проектов распоряжений мэра, направленных на решение текущих и перспективных задач обеспечения населения города жильем и формирования рынка жилья в соответствии с законодательством России;


    - обеспечение правовой, информационной и методической реализации жилищной политики городской администрации;


    - участие в разработке инвестиционной и кредитной политики мэрии в области жилищного строительства и проектов муниципального заказа на строительство и реконструкцию жилья;


    - обеспечение наиболее рационального и эффективного использования государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Санкт-Петербурга;


    - осуществление контроля, в пределах компетенции Комитета, за исполнением предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами жилищного законодательства и т.д.
    
    Соответственно публичные правоотношения, в которых выступал Жилищный комитет от лица мэрии, порождали права и обязанности у мэрии, а точнее - у Санкт-Петербурга как субъекта федерации.
    
    Что касается гражданских правоотношений, то согласно п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В п.3 Положения о Жилищном комитете говорится, что Жилищный комитет имеет право опредставлять Администрацию Санкт-Петербурга при выполнении функций и задач, входящих в компетенцию Комитета, самостоятельно предъявлять иски и выступать в суде, арбитражном суде и административных органах по делам, вытекающим из функций Комитета. Иными словами, в отношениях с третьими лицами Жилищный комитет, как правило, представлял Санкт-Петербург, выступал от его имени как государственного образования - субъекта Федерации. Гражданские права и обязанности при этом возникали у субъекта федерации, города Федерального значения Санкт-Петербурга. Гражданские права и обязанности, которые могли возникнуть непосредственно у Жилищного комитета в связи с его деятельностью (например, из договора аренды), разумеется, в порядке правопреемства при ликвидации не перешли и не могли перейти ни к какому другому юридическому лицу.
    
    Таким образом, в данном случае вообще вряд ли уместно говорить о правопреемстве (гражданско-правовом), поскольку права и обязанности, возникшие из деятельности Жилищного комитета, возникли в целом у субъекта Федерации. Санкт-Петербург же предоставил право вновь образованному Комитету по жилищной политике представлять Администрацию Санкт-Петербурга по обязательствам перед Жилищным комитетом мэрии Санкт-Петербурга и Жилищным комитетом Администрации Санкт-Петербурга (фактически - перед Санкт-Петербургом). Соответственно, и граждане могут в судебном порядке требовать исполнения обязательств города, возникших из правоотношений между ними и Жилищным комитетом.


    

Андрей Кизевич
юрисконсульт ГП "Информационно-правовой консорциум ,
                            [email protected]

29 января 2002 года N Ю1487