Расходы на рекламу самостоятельных подразделений
Вопрос:
Поясните особенности порядка включения расходов на рекламу в себестоимость своей продукции (работ, услуг) филиалами, представительствами и иными территориально обособленными структурными подразделениями?
Ответ:
Все положения о расходах фирмы на рекламу полностью распространяются на филиалы, представительства и прочие территориально обособленные структурные подразделения (в дальнейшем именуемые как "самостоятельные подразделения"). Поэтому здесь обсуждаются лишь некоторые дополнительные обстоятельства, обусловленные спецификой самостоятельных подразделений.
Если самостоятельное подразделение имеет отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, то оно является плательщиком налога на прибыль согласно пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Поскольку этот Закон не содержит различий в налогообложении таких подразделений и налогообложении юридических лиц, то самостоятельное подразделение имеет право включать свои расходы на рекламу в себестоимость своей продукции (работ, услуг), в том числе для целей налогообложения, на общих основаниях.
Предельный размер расходов на рекламу для такого подразделения исчисляется независимо от других самостоятельных подразделений этого же юридического лица и самого юридического лица в целом. Каждый плательщик налога на прибыль самостоятельно исчисляет свой предельный размер расходов на рекламу.
За основу для применения нормативов при исчислении предельного размера расходов на рекламу самостоятельного подразделения берется показатель "объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата, в год (включая НДС)" у этого и только этого подразделения - независимо от значений такого же показателя у других самостоятельных подразделений и юридического лица в целом.
Если самостоятельное подразделение не имеет отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, то есть не является самостоятельным плательщиком налога на прибыль, то предельный размер расходов на рекламу ему не устанавливается.
В этом случае по налогу на прибыль с бюджетом рассчитывается то юридическое лицо, в состав которого данное подразделение входит. Расчет производится с учетом постановления Правительства России от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и письма Госналогслужбы России от 04.08.95 N НП-4-01/46н "Методические указания по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (зарегистрировано Минюстом России от 14.08.95 N 932).
Расходы на рекламу самостоятельных подразделений, не являющихся плательщиками налога на прибыль, включаются в состав расходов на рекламу юридического лица, в которое эти подразделения входят. При этом предельный размер расходов на рекламу юридического лица исчисляется с учетом всех таких подразделений (не являющихся плательщиками налога на прибыль) и распространяется на юридическое лицо с учетом этих подразделений.
"Методические рекомендации о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве", направленные письмом Госстроя России от 18.10.93 N 12-248 (в ред. письма Минстроя России от 13.11.96 N ВБ-26/12-368; п.5.5), рекомендуют расходы на рекламу определять в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям.
Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
Телефон: (812) 186-80-57
E-mail: [email protected]
1 мая 1998 года N Ю1505