Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901809708.htm


Новое в лицензировании в сфере туристской деятельности

    
     

 Вопрос:

    8 августа 2001 года Президентом России был подписан Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который должен вступить в силу 11 февраля 2002 года.
            
    В чем особенность нового Закона и в чем отличие от ранее действующего применительно к деятельности турфирм?
    
       

 Ответ:

    Напомню, что на данный период действует Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года, который утратит свою силу с 11 февраля 2002 года.
    
    Прежде всего, это то, что в отличие от старого закона, в Законе от 08.08.2001 присутствует норма, а именно статья 17, в которой среди прочего указано, что лицензированию подлежит туроператорская деятельность, турагентская деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых. Не стоит напоминать, что туристская деятельность и в настоящее время подлежит лицензированию. Согласно статье 5 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в РФ" в целях защиты прав и интересов туристов осуществляется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии. Однако в ныне действующем Законе РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в качестве деятельности, подлежащей лицензированию, оказались не включены такие виды деятельности как туроператорская и турагентская деятельность. Лицензирование международной туристической деятельности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.12.95 N 1222. А порядок предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 916. Новый закон учел этот недостаток и выделил указанные виды деятельности как подлежащие лицензированию.
    
    Думаю, уместно будет привести некоторые положения нового Закона, касающиеся порядка лицензирования, в том числе и туроператорской, и турагентской деятельности.
    
    Прежде всего, о понятии лицензирования - это, согласно ст.2 Закона от 08.08.2001, мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
    
    Согласно ст.5 Закона от 08.08.2001 Правительство утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, то есть в нашем случае Правительством должны быть утверждены положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, которые существуют пока в проектах.
    

    Лицензирующим органам - в нашем случае лицензионному отделу Комитета по туризму и развитию курортов Санкт-Петербурга - даны в соответствии с Законом следующие полномочия:
    
    Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
    
    - предоставление лицензий;
    
    - переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
    
    - приостановление действия лицензий;
    
    - возобновление действия лицензий;
    
    - аннулирование лицензий;
    
    - ведение реестра лицензий;
    
    - контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
    
    Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов должен быть установлен положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности.
    
    В соответствии со ст.8 Закона от 08.08.2001 срок действия лицензии устанавливается не менее 5 лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
    
    Для получения лицензии туроператор или турагент должны представить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
    
    заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица;
    
    фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
    
    копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
    
    копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
    
    копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
    
    документ,  подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии:
    

    сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
    
    Кроме этих документов в положениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
    
    В течение 60 дней со дня предоставления документов лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Однако согласно закону более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности.
    
    Основанием отказа в предоставлении лицензии может быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации или несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.
    
    Теперь о полномочиях в осуществлении контроля представителей лицензирующего органа. Лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
    
    выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. Кроме того, лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения туроператором или турагентом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующим органом должен быть указан срок, который не может превышать 6 месяцев для устранения недостатков. Если же туроператором или турагентом нарушение не устранено, аннулирование лицензии происходит в судебном порядке.
    
    Статьей 15 Закона установлено, что за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.
    
    И теперь о том, что уже сейчас волнует руководителей многих турфирм.
    

    Как уже говорилось, Закон о лицензировании начинает действовать с 11 февраля 2002 года, а, следовательно, всем турфирмам предстоит переоформить имеющиеся у них лицензии. Как уже ранее упоминалось, срок, в течение которого лицензирующий орган должен выдать лицензию, составляет 60 дней, а, следовательно, в этот срок фирмы могут оказаться без лицензий, чем могут воспользоваться различные контролирующие органы.
    
    К сожалению, в переходных положениях вышеупомянутый Закон не урегулировал эту ситуацию и можно предположить, что она будет урегулирована в Положениях о туроператорской и турагентской деятельности. Как мне стало известно, в проекте Положений предусмотрено сохранение прежних лицензий до конца срока их действия, однако Минюст против этого возражает. Думаю, что, если исходить из нормы закона о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом, и того, что ныне действующие лицензии турфирм в своей юридической сути не отличаются от лицензий, выдаваемых в соответствии с новым законом, можно резюмировать то, что до получения лицензий в соответствии с новым законом старые лицензии будут являться действующими. Однако я считаю, данное толкование ни в коем случае не снимает ответственности с Министерства юстиции за возражение против действия старых лицензий до истечения их срока, поскольку подобное решение вопроса позволило бы без суеты и неразберихи решить вопрос о переходе на новый порядок лицензирования, что, кстати, подтверждается положительным опытом применения такого порядка перехода на новые нормы и в других нормативных актах иных сфер деятельности, например, при переходе на новые формы паспортов.
    
    Итак, это лишь какие-то основные положения, которые с 11 февраля 2002 года будут определять порядок лицензирования туроператорской и турагентской деятельности. Принятые в соответствии с данным законом положения о туроператорской и турагентской деятельности, несомненно, будут включать общий порядок лицензирования, установленный законом и, вероятно, конкретизируют те или иные положения закона с учетом особенностей туроператорской и турагентской деятельности. Но пока данные положения не приняты, правда, имеется информация о том, что проекты соответствующих Положений разработаны Департаментом туризма и согласованы в Минюсте РФ и в настоящее время проект постановления Правительства РФ, которым должны быть утверждены оба Положения, проходит процедуру подписания в Правительстве РФ.
    
    

Козлов Вадим,
адвокат юридической консультации N 55
"Адвокатское бюро Нарышкиных"
Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов,
Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 41;
т.314-85-27;
312-87-84


4 февраля 2002 года N Ю1523