Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901810145.htm

     

О возможности суброгации (перехода прав кредитора к должнику,
ответственному за наступление страхового случая) при страховании ответственности

    
    

 Вопрос:

    Возможна ли суброгация при страховании ответственности?
    
  

 Ответ:

    В ст.965 ГК РФ предусмотрено, что к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация). Сущность суброгации раскрыта в ст.387 ГК РФ, рассматривающей суброгацию как частный случай перемены лица в обязательстве на основании закона и определяющей суброгацию как переход прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая, т.е. права кредитора переходят к страховщику.
    
    Рассматривая вопрос о возможности суброгации при страховании ответственности, косвенный ответ можно найти все в той же ст.965 ГК РФ, предусматривающей, что перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки, и тем самым противопоставляющей страхователя и виновное лицо.
    
    Против возможности суброгации в данном случае выступает и здравый смысл, поскольку возможность суброгации означала бы экономическую бессмысленность страхования ответственности: в конечном счете помимо страховой премии страхователь бы оплачивал еще и возмещение убытков.
    
    Цивилисты также сходятся во мнении, что суброгация в данном случае невозможна. Однако у них отсутствует единство при обосновании такой позиции. Не вдаваясь в юридические тонкости и подробности, кратко рассмотрим два таких обоснования.
    
    Первое из них основывается на следующем рассуждении. В соответствии с договором страхования страховщик (третье лицо) исполняет обязательство страхователя (должника) перед лицом, понесшим убытки (кредитором) (ст.313 ГК РФ). Таким образом, происходит надлежащее исполнение обязательства, в результате чего оно прекращается (ст.408 ГК РФ), а поскольку нет обязательства, то невозможна и перемена лица в нем.
    
    В соответствии с другой точкой зрения перемена лица после выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности все-таки происходит, т.е. страхователь становится должником по отношению к страховщику. Но поскольку одновременно с этим по договору страхования страхователь является кредитором, происходит совпадение должника и кредитора в одном лице, что влечет за собой прекращение обязательства (ст.413 ГК РФ).
    
    Кажущееся противоречие между этими позициями объясняется различиями во взглядах на выплату страхового возмещения потерпевшему лицу: можно ли ее рассматривать в качестве возмещения вреда или нет.



О.Бирючев
САО "Росгосстрах-Подмосковье"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49(370), декабрь 2001 года


29 декабря 2001 года N Э583