Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901810150.htm

 

Порядок оформления коносамента


 Вопрос:

     Установлен ли российским законодательством порядок заполнения коносамента?

 
 Ответ:

    Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая (в ред. от 15.05.2001), далее - ГК РФ, коносамент относит к ценным бумагам. Коносамент - это один из главных документов при перевозке грузов морским путем и представляет собой свидетельство, которое выдается перевозчиком после приема груза по требованию отправителя груза.
    
    Согласно ст.146 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 N 81-ФЗ (в ред. от 26.05.2001) коносамент бывает:
    
    1) именной, если он выдан на имя определенного получателя и может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;
    
    2) ордерный, если он выдан по приказу отправителя или получателя и может передаваться по именным или банковским передаточным надписям;
    
    3) на предъявителя, если он передается посредством простого вручения (ст.148 данного Кодекса).
    
    В соответствии со ст.144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации при оформлении коносамента в нем указываются следующие сведения:
    
    1) наименование перевозчика и место его нахождения;
    
    2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
    
    3) наименование отправителя и место его нахождения;
    
    4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
    
    5) наименование получателя, если он указан отправителем;
    
    6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество (все данные указываются так, как они представлены отправителем);
    
    7) внешнее состояние груза и его упаковки;
    
    8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
    
    9) время и место выдачи коносамента;
    
    10) число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;
    

    11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
    
    Кроме того, по соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.
    
    После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором кроме вышеперечисленных сведений должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также проставлена дата или даты погрузки груза. Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, то отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент. Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный документ включает все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.
    

    

В.Саладзе, юрист

"Финансовая газета", N 50(522), декабрь 2001 года


29 декабря 2001 года N Э585