Является ли премия за ввод в эксплуатацию объекта выручкой от
реализации продукции (работ, услуг)?
Вопрос:
Является ли премия за ввод в эксплуатацию объекта выручкой от реализации продукции (работ, услуг)?
Ответ:
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) объектом обложения по налогу на пользователей автомобильных дорог являются выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Согласно ст.54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Пунктом 45 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что бухгалтерский учет операций, связанных с начислением и уплатой налога на пользователей автомобильных дорог, осуществляется в соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации.
В бухгалтерском учете предприятия сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (по новому Плану счетов на счете 90 "Продажи"), а в годовой и квартальной отчетности отражается по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Учитывая, что премия за ввод в эксплуатацию была выплачена в связи с выполнением работ, предусмотренных договором на строительство объекта, в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, она является выручкой от выполнения работ и подлежит обложению налогом на пользователей автомобильных дорог в общеустановленном порядке.
Однако следует иметь в виду, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, следует руководствоваться положениями ст.54 части первой НК РФ. При этом перерасчет налоговых обязательств может быть произведен в сторону как увеличения, так и уменьшения. Таким образом, при установлении в ходе выездной налоговой проверки фактов занижения налогов и сборов в бюджет и во внебюджетные фонды, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты, производится уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму доначисленных налогов и сборов, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты. Результаты выездной налоговой проверки по уплате сумм штрафных санкций и пеней в бухгалтерском учете следует отражать по дебету счета 80 "Прибыли и убытки". В целях налогообложения суммы начисленных штрафов и пеней за нарушение налогового законодательства не уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
А.Сорокин,
начальник отдела имущественных
и прочих налогов Департамента
налоговой политики Минфина России
"Финансовая газета", N 36(508), сентябрь 2001 года
28 сентября 2001 года N Э653