Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901813202.htm

  
Плата за государственную регистрацию объектов единой производственной базы


 Вопрос:

 
    При регистрации производственной базы, имеющей в своем составе административное здание, склад, мастерские, ограждение, бетонное покрытие, ворота и т.д., в органах юстиции с меня (физическое лицо) требуют оплату по 300 руб. за каждый объект, а не за одно целое - "Производственная база". Правы ли работники юстиции? На какие правовые документы можно ссылаться?


   
 Ответ:


     В статье 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам отнесены земельные участки и иные объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения. В соответствии со ст.131 ГК РФ переход права собственности на эти объекты должен сопровождаться государственной регистрацией.
     

   Такую регистрацию в С-Петербурге осуществляет государственное учреждение юстиции - городское бюро регистрации прав на недвижимость (далее - ГБР). В соответствии с Законом от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее: Закон) и Инструкцией ГБР (утв. приказом ГБР от 06.06.2000) устанавливается перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации объекта недвижимого имущества.

    

    В качестве одного из таких документов в силу ч.9 п.1 ст.17 Закона и п.4.8 Инструкции выступает план объекта недвижимости. В Санкт-Петербурге планы зданий и сооружений утверждаются органами, осуществляющими технический учет (далее - ПИБ) и кадастровый учет.
    
    Соответственно план объекта недвижимости может включать в себя как одно здание, так и здание с пристройками и т.п. ГБР руководствуется этим планом для того, чтобы определить состав того или иного объекта недвижимого имущества, который подлежит регистрации.
    
    Поэтому, переходя непосредственно к ответу на вопрос, спорить с ГБР в случае, если есть отдельные планы ПИБ на каждый элемент, входящий в производственную базу, бессмысленно.
    
    Что же касается ПИБ, то, в принципе, можно требовать слияния нескольких объектов в один и составления единого плана. В этом случае, вероятнее всего, проблем с ГБР не возникнет.
         

    Если будет принято решение обратиться в ПИБ, нужно учитывать положения Инструкции по заполнению регистрационной карты РК-2 по описанию объектов недвижимости (приложение 2 к приказу КЗРиЗ Санкт-Петербурга от 20.03.97 N 49).


    Данная Инструкция указывает, что для первичного объекта недвижимости  (здание, сооружение) допустимо как его разделение, так и слияние и присоединение.
    
    Однако для этого требуется соблюдение следующих условий:
    

    - один вид права и один правообладатель, за исключением случая общей собственности на все части (элементы) объекта, включая подвал, чердак и др., если таковые имеются, а также на фундамент, стены, крышу;
    

    - непересечение ортогональной проекции объекта с проекцией объекта другого правообладателя и принадлежность ортогональной проекции (проекций всех составных элементов) объекта одному земельному участку.
        

    В свою очередь, для слияния земельных участков необходимо соблюдение следующих требований:

    

    - замкнутость границ;
    

    - принадлежность одному базисному (кадастровому) кварталу;
    

    - один вид права на земельный участок (за исключением случая с правами на долю земельного участка).
    
    Если это представляется возможным, то имеет смысл обращаться в ПИБ. Разумеется, обращаться должен нынешний правообладатель производственной базы, то есть лицо, имущество отчуждающее.
    
    Далее следует обратиться в ГБР за регистрацией нового объекта, возникшего в результате объединения.
    
    В таком случае после регистрации в ГБР единого объекта ГБР зарегистрирует переход права собственности лишь на один объединенный объект и взыщет государственную пошлину в размере 300 рублей один раз.
    
    Признать производственную базу предприятием - имущественным комплексом (единым объектом недвижимого имущества) также не представляется возможным, так как в ее состав не включаются оборудование, инвентарь, права требования, долги, средства индивидуализации предприятия, ее продукция.
    
    Что же касается размеров пошлин за регистрацию, они установлены ГБР в приказе от 31.07.2001 и составляют в зависимости от избранного срока регистрации от 250 до 300 рублей без налога с продаж. Это соответствует постановлению Правительства от 26 февраля 1998 года N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах", которое ограничивает размер пошлины в данном случае суммой в 3 МРОТа. МРОТ сейчас установлен в размере 100 рублей.


М.М.Махотин,
юрист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион",
тел.324-66-75, тел./факс 176-78-64


22 марта 2002 года N Ю1710