Антимонопольные органы вправе налагать на рекламодателей,
рекламораспространителей и рекламопроизводителей штраф
за ненадлежащую рекламу
Вопрос:
Какие штрафы и в соответствии с каким законодательством антимонопольные органы вправе налагать на рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопроизводителей штраф за ненадлежащую рекламу?
Ответ:
Согласно ст.26 Федерального закона "О рекламе" федеральный антимонопольный орган, а также его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Они предупреждают и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами, направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы, а также направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
При этом федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
Однако ст.31 Федерального закона "О рекламе" устанавливает пределы ответственности юридических лица и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом*.
___________________________________________________________________
* Этот абзац утрачивает силу с 1 июля 2002 года - Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ.
___________________________________________________________________
Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом*.
___________________________________________________________________
* Этот абзац утрачивает силу с 1 июля 2002 года - Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ.
___________________________________________________________________
При этом уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.
27 апреля 2001 года N СП357
См. решение по аналогичному делу -
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 апреля 2001 года Дело N Ф03-А73/01-2/533