Налоговый контроль за расходами физического лица
Вопрос:
Каким образом будет осуществляться налоговый контроль за расходами физических лиц?
Ответ:
Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется в России с 1 января 2000 года на основании и в соответствии со следующими статьями НК РФ:
- статья 86_1 Налоговый контроль за расходами физического лица;
- статья 86_2 Обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица;
- статья 86_3 Проведение налогового контроля за расходами физического лица.
Эти статьи включены в НК РФ Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Этим же Законом признаны утратившими силу федеральные законы от 20.07.98 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (в силу не вступал) и от 09.02.99 N 27-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам".
Приказом МНС РФ от 22.12.99 N АП-3-08/408 "Об утверждении Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица" утверждено Положение о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица, а руководителям Управлений МНС РФ (госналогинспекций) по субъектам Российской Федерации приказано довести этот приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе. Как указано в приказе, его целью является проведение с 1 января 2000 года в Российской Федерации налогового контроля за расходами физического лица в соответствии со статьями 86_1, 86_2 и 86_3 НК РФ.
По данным еженедельников [Экономика и жизнь, 2000, N 19, с.8; Учет. Налоги. Право, 2000, N 18, с.1 (приложение к еженедельнику "Финансовая Россия")] этот приказ поступил на регистрацию в Минюст РФ только в мае 2000 года. К актам законодательства о налогах и сборах он не относится, но обязателен для подразделений МНС РФ (в силу п.2 ст.4 НК РФ).
В п.1 ст.86_1 НК РФ содержится следующее определение сферы налогового контроля за расходами физического лица, которое по сути является нормативным: налоговому контролю за расходами физического лица подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность имущество, указанное в статье 86_1 НК РФ. Этим имуществом является (п.2 ст.86_1 НК РФ):
- недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
- механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
- акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
- культурные ценности;
- золото в слитках.
Этот список является исчерпывающим (закрытым) и расширительному толкованию не подлежит. То есть налоговые органы вправе проверять, соответствуют ли расходы физического лица его доходам, лишь когда речь идет о расходах по приобретению в собственность вышеперечисленного имущества - только этого имущества и никакого иного, независимо от того, сколь дорого иное имущество.
Следует отметить неудачность формулировки нормы п.1 ст.86_1 НК РФ: "налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность имущество, указанное в настоящей статье" (то есть в ст.86_1 НК РФ). При буквальной толковании этой нормы из нее следует, что если какое-либо физическое лицо приобретает в собственность имущество, указанное в ст.86_1 НК РФ, то все расходы этого лица подлежат налоговому контролю. Лишь сопоставление норм пунктов 1 и 2 ст.86_1 НК РФ позволяет заключить, что под налоговый контроль попадают не все расходы лица, приобретающего в собственность имущество, указанное в ст.86_1 НК РФ, а только расходы на приобретение указанного имущества данным лицом.
Также неудачно использование слова "приобретающего", подразумевающего некий процесс приобретения, в ходе которого у налогового органа возникает право контроля расходов. Однако из содержания ст.86_2 НК РФ следует, что это право возникает у налогового органа вовсе не в ходе процесса приобретения физическим лицом определенного имущества, а после того, как соответствующая организация или уполномоченное лицо зарегистрировало приобретение этого имущества то есть по завершении процесса приобретения.
Определение понятия "физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации" содержится в п.2 ст.11 НК РФ: физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, - это физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. При этом под физическими лицами понимаются (п.2 ст.11 НК РФ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При подсчете количества дней, необходимых для отнесения физического лица к категории налогового резидента РФ, учитываются все дни фактического нахождения этого лица на территории РФ в течение года. Здесь имеет значение только сам факт нахождения физического лица на территории РФ и не имеет значения, регистрировалось ли физическое лицо по месту пребывания или месту жительства,или не регистрировалось, составляют ли 183 дня непрерывный промежуток времени или же в течение года лицо неоднократно въезжало и выезжало из РФ, но в сумме все же находилось в РФ 183 или более дней - во всех случаях важен только тот факт, что лицо находилось на территории РФ не менее 183 дней в течение одного года.
В число физических лиц, подпадающих под налоговый контроль за расходами физического лица, входят также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (в смысле п.1 ст.23 ГК РФ).
Поскольку согласно п.1 ст.86_1 НК РФ налоговому контролю за расходами физического лица подлежат расходы физического лица, "приобретающего в собственность" определенное имущество, то очевидна исключительная важность для физического лица правильного ответа на вопрос: "Что понимается под приобретением в собственность имущества?".
Ответ содержится в главе 14 ГК РФ, которая называется: "Приобретение права собственности" и содержит, в частности, статьи: 218 "Основания приобретения права собственности"; 219 "Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество"; 220 "Переработка"; 221 "Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей"; 222 "Самовольная постройка"; 223 "Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору"; 224 "Передача вещи"; 225 "Бесхозяйные вещи"; 226 "Движимые вещи, от которых собственник отказался"; 227 "Находка"; 228 "Приобретение права собственности на находку"; 229 "Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь"; 233 "Клад"; 234 "Приобретательная давность".
Согласно ст.218 ГК РФ:
- право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом;
- право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества;
- в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом;
- в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом;
- член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Применительно к налоговому контролю за расходами физического лица в п.5 "Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица", утвержденного приказом МНС РФ от 22.12.99 N АП-3-08/408, разъяснено, что под приобретением в собственность имущества понимается совершение сделки купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1 ст.209 ГК РФ). Однако для того чтобы владеть и пользоваться имуществом, вовсе не обязательно быть его собственником, - для этого имеются и другие пути, например, через договор аренды (ст.606 ГК РФ) или договор безвозмездного пользования (ст.689 ГК РФ). В этих случаях не возникает оснований для применения процедур налогового контроля за расходами физического лица.
Любопытно сопоставление текстов п.1 ст.86_1 НК РФ и п.3 "Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица", утвержденного приказом МНС РФ от 22.12.99 N АП-3-08/408.
В п.1 ст.86_1 НК РФ речь идет о налоговом контроле за расходами физического лица безотносительно к размеру этих расходов, то есть налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется независимо от размера понесенных физическим лицом расходов по приобретению имущества. Разграничение между контролируемыми и неконтролируемыми расходами проводится по видам имущества, независимо от размера расходов на его приобретение. В отличие от этого, в Положении МНС РФ говорится не о вообще расходах физического лица, а лишь о крупных его расходах. Однако это различие в формулировках ничего не дает налогоплательщику, поскольку в том же п.3 Положения указывается, что под крупными расходами понимается приобретение имущества, перечень которого определен в п.6 данного Положения, а этот перечень буквально совпадает с перечнем имущества, приведенным выше, - согласно п.2 ст.86_1 НК РФ.
Заметим, что сама формулировка "Под крупными расходами понимается приобретение имущества, перечень которого определен пунктом 6 настоящего Положения" не совсем согласуется (мягко говоря) с нормами русского языка: под расходами все же большинство людей понимают именно расходы, а не приобретение (расходы на приобретение чего-то, а не приобретение чего-то). Но не будем придираться, ибо стилистические погрешности характерны для многих актов МНС РФ (а раньше - ГНС РФ).
Что же касается самого словосочетания "крупные расходы", то, по-видимому, это отголосок Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам", который Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ признан утратившим силу (в налоговых инструкциях этимологические размышления приводят иногда к забавным результатам).
Впрочем, возможно, таким образом МНС РФ попыталось "согласовать" содержание статей 86_1-86_3 НК РФ, регулирующих налоговый контроль за расходами физического лица, с тем, что по этому поводу записано в пп.10 п.1 ст.31 НК РФ (ст.31 имеет название: "Права налоговых органов"): налоговые органы вправе "контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам", то есть ст.31 НК РФ предоставляет налоговым органам право контролировать соответствие расходов физических лиц их доходам лишь в части крупных расходов. Однако при этом ни в ст.31, ни в других статьях НК РФ не указывается, что следует понимать под крупными расходами физического лица - ситуация обычная для нормативных актов по налогам и сборам: введен новый термин, а что он означает - не известно. На практике подобные "мелочи" нередко приводят к тому, что налоговые органы приписывают термину то содержание, которое расширяет их права и увеличивает налоговое бремя, но в данном случае расширять некуда, поскольку НК РФ и так ничем не ограничивает размер расходов, подпадающих под налоговый контроль за расходами физического лица.
Что же касается отмеченного расхождения между нормами п.1 ст.86_1 и пп.10 п.1 ст.31 НК РФ, то вряд ли здесь налогоплательщику удастся воспользоваться нормой п.7 ст.3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку из п.2 ст.31 НК РФ следует, что данный в п.1 ст.31 НК РФ перечень прав налоговых органов не является исчерпывающим (закрытым) и дополняется другими правами, предусмотренными НК РФ. Тем более норму п.7 ст.3 НК РФ нельзя применить к нормативному акту МНС РФ, поскольку согласно п.2 ст.4 НК РФ приказы, инструкции и методические указания МНС РФ по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Сняв вопрос о размере расходов, подпадающих под налоговый контроль за расходами физического лица, законодатель, конечно, избавил себя от необходимости указать тот минимальный размер расходов, начиная с которого они признаются крупными и подпадают под контроль. Однако, сняв этот вопрос, законодатель облегчил работу только самому себе, создав массу проблем у других. Например, если гражданин приобретает одну акцию открытого акционерного общества, то должен ли держатель реестра ценных бумаг (регистратор) этого общества сообщать об этой сделке налоговому органу? Если таким гражданином оказался пенсионер, который не подавал налоговую декларацию по итогам последнего года ввиду ничтожности своих доходов, то должен ли налоговый орган в соответствии с п.1 ст.86_3 НК РФ составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить этому пенсионеру письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение акции? Ведь согласно п.1 ст.86_3 НК РФ это является обязанностью, а не правом налоговых органов.
Заметим, что описанную здесь проблему хорошо понимают в МНС РФ. Как сообщил в информационной заметке еженедельник "Учет. Налоги. Право" (2000 год, N 13, с.2, приложение к еженедельнику "Финансовая Россия") министр по налогам и сборам А.Починок сказал, что основная проблема осуществления налогового контроля за расходами физического лица заключается в том, что законом предусмотрен перечень операций, но не предусмотрен размер суммы, в отношении которой надо проводить проверку; законодательное определение такой суммы позволило бы повысить эффективность работы налоговых органов в этой сфере.
НК РФ не содержит определения понятия налогового контроля за расходами физического лица. Вместе с тем, из вышеназванных статей НК РФ однозначно следует, что под налоговым контролем за расходами физического лица не понимается контроль за любыми расходами, производимыми физическими лицами. Согласно статье 86_1 НК РФ налоговый контроль за расходами физического лица распространяется только на физических лиц, приобретающих в собственность определенное имущество, исчерпывающий перечень видов которого дан в той же статье. При этом налоговый контроль осуществляется не за всеми вообще расходами физического лица, приобретшего данное имущество, а лишь за теми из расходов, которые непосредственно связаны с приобретением именно этого имущества.
Определения понятия налогового контроля за расходами физического лица дано в п.3 "Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица", утвержденного приказом МНС РФ от 22.12.99 N АП-3-08/408:
налоговым контролем за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам для целей выявления доходов физического лица, с которых не был уплачен подоходный налог.
Одна из главных проблем при написании статьи по вопросам налогообложения в России заключается в том, что писать надо, отслеживая непрерывный поток изменений в законодательстве о налогах и сборах. При подготовке книг по вопросам налогообложения автор уже попадал в ситуации, когда при написании очередного раздела выясняется, что надо переработать предыдущие из-за появления новых нормативных правовых актов по теме книги или отложить работу вовсе, поскольку на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, который предлагает кардинальные изменения в описываемой области налогообложения. Так было и с этой статьей.
Сначала в прессе появилась информация о том, что действие статей НК РФ по вопросам налогового контроля за расходами физического лица приостановят. Так, еженедельник "Учет. Налоги. Право" (2000 год, N 12, с.3; приложение к еженедельнику "Финансовая Россия") в информационной заметке сообщил, что "Банк России выступает за перенос введения положений Налогового кодекса о госконтроле за крупными расходами", добавив, что заместитель председателя Банка России Г.Лунтовский выразил надежду на поддержку депутатами Государственной Думы поправки в НК РФ о переносе срока начала этого контроля на 1 января 2003 года. После этого автору стало ясно, что писать вовсе не о чем: статья будет никому не нужной, ее постигнет судьба статей на тему о Федеральном законе от 20.07.98 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам", который так и не начал действовать (он был признан утратившим силу Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с включением в НК РФ статей 86_1-86_3 НК РФ).
Потом появилась информация, прямо противоположная предыдущей (газета "Коммерсантъ" от 14.04.2000 (статья Г.Ляпуновой "Налоговый кодекс берет пример с Уголовного"), от 19.04.2000 (статья Г.Ляпуновой "Налогоплательщика пустят в расход") и от 21.04.2000 (статья "Налоговый суд Линча"); еженедельник "Финансовая Россия, 2000, N 15 (статья Т.Пономаревой "Налоговая революция. Перманентная")). Сообщалось, что Правительство РФ обсудило проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", затрагивающего основополагающие принципы и правовое регулирование налогообложения; сообщалось также, что предполагается, что новая редакция первой части НК РФ будет внесена Правительством РФ в Государственную Думу в конце апреля - начале мая 2000 года и что первый заместитель министра финансов надеется, что Дума одобрит законопроект до парламентских каникул (Пономарева Т. Налоговая революция. Перманентная // Финансовая Россия, 2000, N 15).
Снова автор оказался перед дилеммой: продолжать работу над статьей или ждать окончания истории с законопроектом, который вносит кардинальные изменения почти во все, что имеет прямое или косвенное отношение к теме налогового контроля за расходами физического лица - в статье Г.Ляпуновой "Налоговый кодекс берет пример с Уголовного" (газета "Коммерсантъ" от 14.04.2000) сообщалось, что поправки в первую часть НК РФ заняли больше 100 страниц и что "Кодекс хотят переписать заново".
В прессе (например, в газете "Коммерсантъ" от 21.04.2000) сообщалось, что Правительство РФ предложило изменить ст.31 НК РФ (название ст.31: "Права налоговых органов") таким образом, чтобы налоговые органы получили право "определять сумму подлежащего уплате подоходного налога расчетным путем на основании имеющейся у них информации о расходах налогоплательщика, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае непредставления налогоплательщиком спецдекларации, а также, когда данные спецдекларации и подтверждающие документы не достаточны для проверки соответствия крупных расходов гражданина его доходам". Соответственно и статья в газете "Коммерсантъ" от 21.04.2000, поясняющая смысл этого изменения, озаглавлена: "Налоговый суд Линча". В ней справедливо отмечается, что это изменение - попытка частично заменить подоходное налогообложение порасходным.
Заметим, что в настоящее время возможности налоговых органов по пересчету налогов, подлежащих уплате физическим лицом, весьма ограничены. Налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках только в следующих случаях (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ):
- в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
В статьи 86_1-86_3 НК РФ Правительство РФ предлагало поправки, основное содержание которых сводилось к следующему (по данным газеты "Коммерсантъ" от 19.04.2000).
Поправкой к статье 86_1 НК РФ предусматривалось, что под налоговый контроль подпадут расходы не только физических лиц, приобретающих в собственность имущество, предусмотренное этой статьей, но и лиц, оказывающих финансовое содействие в приобретении такого имущества. Последнее действующей редакцией НК РФ не предусмотрено: сегодня налоговый орган не имеет права проверять "спонсора-кредитора", хотя идея этого "носится в воздухе" давно (см. например статью [Филиппова Н. Борис Немцов стране: Спасибо за покупку // Деньги, 1997, N 7, с.19-22]).
Поправкой к ст.86_2 НК РФ срок представления регистраторами сделок с имуществом информации в налоговые органы сокращался с 15 до 10 дней, но гораздо более важным является то, что налоговые органы должны были по этой поправке приобрести право истребовать у регистраторов сделок дополнительные сведения и подтверждающие их документы, необходимые для налогового контроля (действующей редакцией НК РФ это не предусмотрено).
Поправкой к ст.86_3 НК РФ предусматривалось, что в случае если расходы физического лица превышают более чем на 10% доходы, заявленные им в налоговых декларациях за 3 года, предшествующие году проверки, либо у налогового органа нет информации о доходах физического лица, то налоговый орган обязан в месячный срок со дня получения информации о расходах этого лица составить акт об обнаруженном несоответствии. Предусмотренное абз.1 п.3 ст.86_3 НК РФ право физического лица приложить к специальной декларации копии документов, подтверждающих указанных в ней сведения, предлагалось заменить обязанностью приложить такие документы. Предусмотренное абз.2 п.3 ст.86_3 НК РФ право налогового органа требовать представления подлинников документов, копии которых были приложены физическим лицом к специальной декларации (причем только этих, а не иных документов), предлагалось дополнить правом налоговых органов истребовать у физического лица дополнительные сведения и подтверждающие их документы, необходимые для налогового контроля.
Этой же поправкой налоговым органам предоставлялось право в случае непредставления физическим лицом специальной декларации или подтверждающих ее документов, или когда представленных данных не достаточно для проверки соответствия крупных расходов доходам физического лица, определять среднегодовой совокупный доход физического лица за 3 года расчетным путем на основании информации о расходах этого лица и данных об аналогичных лицах. Если же определенный расчетным путем доход за 3 года превышает 2,5 млн. рублей и более чем на 30% задекларированный доход, то налоговый орган имел бы право исчислить сумму налога на доходы физического лица исходя из расчетного среднегодового дохода данного физического лица за этот период.
Описываемый законопроект предусматривал даже изменение определения налогового резидента РФ, данного в п.2 ст.11 НК РФ.
Предлагаемые изменения в налоговом контроле за расходами физического лица в газете "Коммерсантъ" от 19.04.2000 прокомментированы А.Макаровым (представленным в этом номере газеты как "автор Закона о госконтроле за расходами", а в заметке Г.Ляпуновой "Налоговый кодекс берет пример с Уголовного" (газета "Коммерсантъ" от 14.04.2000) как "член экспертного совета Госдумы по работе над Налоговым кодексом") следующим образом:
"Смысл Закона о контроле за расходами - дать возможность налоговым органам получить информацию о крупных расходах налогоплательщиков. Выявленное несоответствие расходов доходам налогоплательщика должно быть не более чем сигналом для налоговых органов.
А сейчас предлагается поменять цель контроля - дать возможность налоговикам получить дополнительные доходы в бюджет. Авторы поправок говорят, что во всех случаях, когда выявлено несоответствие, налоговики берут и доначисляют налог, независимо от того, откуда налогоплательщик получил доход. Достаточно того, что государство просто не удовлетворено объяснениями налогоплательщика об источниках своих доходов. Известно, что удовлетворить нашего чиновника очень трудно. Но как быть, если сегодня существует масса способов получить законные доходы, которые нигде не отражены? Или человек может просто выиграть деньги в казино. Налоговый инспектор не может этого проверить. Но он может сказать, что его не устраивают объяснения налогоплательщика. И он доначислит подоходный налог, пени за то, что налогоплательщик его сразу не заплатил, и штраф. Открывается огромное поле для коррупции. Потому что от каждого конкретного чиновника будет зависеть, признать объяснения гражданина или не признать".
Наконец, после того как налогоплательщикам потрепали нервы информацией о грядущем "ужасном" ужесточении налогового контроля за расходами физических лиц, этот контроль решили вообще не ужесточать.
24.04.2000 Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам принял решение не рассматривать поправки в первую часть НК РФ, по крайней мере, до тех пор, пока не будет принята вторая часть НК РФ. Как по этому поводу заявил глава этого Комитета А.Жуков, "плохо, когда налоговое законодательство бесконечно меняется, тем более таким кардинальным образом. Кодекс хотели изменить концептуально. Например, разрешить различным ведомствам издавать инструкции, толкующие закон, ужесточить многие процедуры в отношении налогоплательщиков. Это нас не устраивает, у нас есть серьезные возражения. Поэтому мы приняли решение, что вносить поправки в первую часть Налогового кодекса несвоевременно" - (цит. по [Ляпунова Г. Первую часть мы уже отыграли. Налоговый кодекс остается без изменений // Коммерсантъ, 25.04.99]). А это, как метко заметил автор указанной статьи в газете "Коммерсантъ", "равносильно тому, что новая редакция первой части Налогового кодекса умерла, так и не успев родиться".
По этому поводу еженедельник "Учет. Налоги. Право" (2000 год, N 16, с.2; приложение к еженедельнику "Финансовая Россия") в информационной заметке сообщил, что председатель Комитета Государственной Думы по бюджетам и налогам А.Жуков считает правительственную инициативу по пересмотру части первой НК РФ ошибкой, и на конференции "Экономическое развитие регионов России: реальность и перспективы" назвал ее "абсолютным безумием".
Автор, конечно, не сомневается в том, что налоговый контроль за расходами физического лица все же будет ужесточен, причем существенно по сравнению с ныне действующим.
Налоговый контроль за соответствием расходов физического лица его доходам распространен в экономически развитых странах. Налоговое законодательство ряда государств допускает определение подлежащих налогообложению доходов физического лица не только на основании официальных данных о сделанных этому лицу выплатах и перечислениях, но и на основании данных о конкретных суммах его личных расходов. Кроме того, для этих же целей в ряде стран применяются обобщенные показатели уровня расходов физического лица, учитывающие, например, владение требующими больших и постоянных расходов самолетами, яхтами, породистыми лошадьми, замками, дворцами, количество слуг, членство в престижных клубах и т.п. По специальным правилам эти показатели переводятся в денежные суммы соответствующих расходов. При несоответствии этих сумм официально объявленным доходам налоговые органы требуют объяснений от физического лица, при неудовлетворительных объяснениях - уплаты дополнительных налоговых сумм; возможно и уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов. На привлекательность такого опыта давно обращается внимание в отечественной литературе (см. например [Филиппов П.С. Капканы для злоупотреблений: опыт США // ЭКО, 1995, N 4, с.202-220]).
Однако вряд ли подобное будет реализовано в России в ближайшее время и, в любом случае, такое ужесточение, если и будет, то оно будет реализовано иной редакцией НК РФ, отличной, если не по сути, то по формулировкам, от предлагавшейся в апреле 2000 года. По информации из того же источника (вышеназванная статья "Коммерсантъ" от 25.04.99), Правительство РФ "вынуждено было признать тщетность своих попыток переписать первую часть Налогового кодекса..." и в этом году действующая редакция первой части НК РФ не будет изменяться. А это, с учетом п.1 ст.5 НК РФ (название статьи: "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени"), означает, что вступление в силу "ужесточенной" редакции первой части НК РФ будет возможно не ранее 2002 года.
Что же касается приостановления действия статей НК РФ, относящихся к налоговому контролю за расходами физического лица, то в прессе (например, в информационной заметке еженедельника "Учет. Налоги. Право" (2000 год, N 13, с.2; приложение к еженедельнику "Финансовая Россия") сообщалось, что министр по налогам и сборам А.Починок выступал против этого.
Автор хотел закончить этот раздел ответом министра по налогам и сборам А.Починка на вопрос, заданный ему корреспондентом газеты "Коммерсантъ": "Как вы относитесь к законопроекту вице-спикера Думы Георгия Бооса об отсрочке вступления в действие трех статей Налогового кодекса, касающихся госконтроля за соответствием расходов получаемым гражданами доходам?". Министр ответил так: "Это популистская вещь. Кому этот контроль мешает? На самом деле эта мера проявит себя лишь через несколько лет, а сейчас контроль за расходами - это просто накопление материалов о налогоплательщиках. И он абсолютно безвреден" (цит. по [Починок против неразумных налогов // Коммерсантъ, 25.04.99]). К сожалению, уже имеющаяся практика применения указанных статей НК РФ об этом не свидетельствует.
Этому соответствует информация, помещенная в статье [Е.Леонов. Жилье дорожает // Коммерсантъ, 19.05.2000]. В статье отмечается, что, "как показала практика первых месяцев года, пока не видно никаких признаков обещанного жесткого госконтроля за соответствием задекларированных доходов и расходов". Сообщается, что "недавно по этому вопросу даже состоялись специальные слушания в Московской ассоциации-гильдии риэлтеров (МАГР). И высокие налоговые начальники сообщили буквально следующее: никаких инструкций о применении этой статьи Налогового кодекса не издавалось, поэтому претензий насчет происхождения средств на покупку жилья покупателям не предъявлялось. Хотя бывает, что на местах налоговые инспекторы требуют от покупателей письменных объяснений по поводу несоответствия их доходов и расходов. Но это единичные случаи, к тому же объяснения покупателей даже не вносятся в компьютер, а сразу отправляются в мусорное ведро".
Однако как-то плохо верится во все это: возможно, конечно, что сведения из специальных деклараций пока действительно не заносятся в базы данных на компьютерах, но вероятней всего, что это временное явление; а в то, что эти декларации выбрасываются, и вовсе не верится. Зато легко верится в следующую информацию, помещенную в той же статье: "Конечно, если вы человек видный, ваши объяснения никуда не выкинут: их аккуратно спрячут до нужных времен - а вдруг пригодятся?". В подобное в России всегда верится, причем легко и сразу, без каких-либо сомнений. Это, к тому же, хорошо согласуется с вышеприведенными словами бывшего министра по налогам и сборам о том, что сейчас идет "накопление материалов о налогоплательщиках". Что же касается фильтрации подобной информации (чтобы решить, выбросить "в мусорное ведро" или "хранить вечно"), то по каким критериям ее проводить? Невидный сегодня может стать видным завтра и наоборот, достаточно вспомнить о только в последнее время замедлившейся чехарде в Правительстве РФ (седьмой председатель за последние два года), о частых сменах в региональных правительствах и т.п. Да и потом, разве только рангом должности в органах власти определяется вес и значимость того или иного физического лица в нашей стране, да и во всем мире?
Статья [Е.Леонов. Жилье дорожает // Коммерсантъ, 19.05.2000] в части налогового контроля за расходами физического лица заканчивается весьма мажорно: "Все остальные могут пока не беспокоиться о легализации своих средств. Кстати, злополучная статья Налогового кодекса может быть отменена в ближайшее время - так, по крайней мере, настроены депутаты Госдумы, которые в ближайшие два месяца будут вносить поправки в действующее налоговое законодательство". Смущают здесь только три обстоятельства. Первое - что не беспокоиться можно только пока. Второе - в Государственной Думе обсуждаются поправки ко второй части НК РФ, а о налоговом контроле говорится в первой части, обсуждение которой, как следует из прессы, не предполагается в этом году. И, наконец, третье: недавно А.Починок сменил должность: теперь он не министр по налогам и сборам, а министр труда. Министром по налогам и сборам стал Г.Букаев. О том, какой будет политика нового министра в отношении налогового контроля за расходами физического лица, в прессе сведений пока нет.
Вместе с тем автор согласен с мнением С.Д.Шаталова по поводу эффективности налогового контроля за расходами физического лица: "Очевидно, что эффективный контроль возможен не ранее чем через 10-15 лет и в отношении нового поколения налогоплательщиков. Важно, что сегодня этот процесс начинается, а длительный переходный период можно рассматривать как адаптационный [Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Составитель и автор комментариев С.Д.Шаталов. - М.: МЦФЭР (2-е издание), 2000, стр.485]. Беда только в том, что потрепать нервы конкретному налогоплательщику можно и неэффективным контролем. К тому же, контроль, неэффективный в отношении массы налогоплательщиков, может оказаться весьма эффективным в отношении отдельных конкретных налогоплательщиков. А кто и как выберет этих конкретных, это уже другой вопрос.
И поэтому автор также полностью согласен и со следующим мнением С.Д.Шаталова (тот же источник): "Все сказанное в отношении контроля над расходами вовсе не означает, что уже сегодня налоговые органы не могут осуществлять такого контроля в отношении отдельных физических лиц, заинтересовавших их не потому, что на этих лиц вывели разработанные методики контроля, а по каким-либо другим обстоятельствам. Поступающая в налоговые органы информация может с успехом быть использована для обнаружения лиц, требующих дополнительной "разработки". Можно не сомневаться, что к таким расследованиям будет активно привлекаться налоговая полиция, наделенная всеми полномочиями правоохранительных органов".
Такого же или близкого к нему мнения придерживаются многие специалисты в области налогового права и налогообложения. Например, в Комментарии [Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Зарипов В.М. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина (2-е издание). - М.: Аналитика-Пресс, 2000], в заключение комментария статей 86_1-86_3 НК РФ говорится: "Таким образом, контроль за соответствием расходов доходам физических лиц в настоящее время весьма несовершенен и будет ужесточаться по мере его практической реализации и накопления опыта налоговыми органами".
Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
E-mail: [email protected]
24 апреля 2000 года N Ю1818