Вопрос:
Просим указать, в бюджеты какого уровня действующей в настоящее время бюджетной системы должны зачисляться доходы от реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2001 года N 04-05-18/20
[О порядке распределения по уровням бюджета доходов от реализации
конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, переходящего по праву наследования
к государству, и кладов]
Департамент налоговой политики совместно с Юридическим департаментом рассмотрел Ваше письмо о порядке распределения по уровням бюджета доходов от реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов и сообщает.
Статьей 218 Гражданского кодекса РФ установлены основания приобретения права собственности. Среди прочих оснований Кодекс предусмотрел приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Бесхозяйная вещь в соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ может поступать по решению суда в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Как установлено ст.233 Гражданского кодекса РФ, клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность.
Статьей 243 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации).
Начиная с 1995 года в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год в федеральный бюджет зачисляется 100 процентов средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам, определениям и постановлениям судов (судей), за исключением средств и другого имущества, в отношении которого установлен особый порядок распоряжения и реализации.
Статьей 552 Гражданского кодекса РСФСР определены случаи перехода наследственного имущества по праву наследования к государству.
Согласно подп."а" п.34 Инструкции Минфина СССР от 19.12.84 N 185 средства, вырученные от реализации имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, зачисляются в доход бюджета союзной республики. На момент принятия Инструкции и до 1991 года под указанным определением понимались бывшие союзные республики Союза ССР, в том числе РСФСР.
С принятием Конституции РФ в 1993 году изменилось федеральное устройство РСФСР. Согласно Конституции РФ (ст.5) в составе Российской Федерации находятся субъекты РФ, являющиеся равноправными. Федеративное устройство Российской Федерации основано, в том числе на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Понятие "союзная республика" не является равнозначным по отношению к понятию "субъект Российской Федерации".
Издавать нормативные правовые акты по предмету ведения Российской Федерации - гражданскому законодательству (в частности, наследственному праву) - субъект РФ согласно ст.71 Конституции РФ не может.
Согласно ст.71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу. Следует отметить, что налоговые органы, представляя интересы Российской Федерации, являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти. Согласно Конституции РФ реализовать полномочия и представлять интересы государства (Российской Федерации) не могут органы субъектов РФ.
В связи с изложенным полагаем, что средства от реализации имущества и денежные средства вкладов, переходящих по праву наследования государству, должны перечисляться в доход федерального бюджета.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.Салина
Текст документа сверен по:
"Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях",
N 5, март 2002 года