Порядок предъявления требований о выплате страховых выплат в связи со смертью застрахованного работника
Вопрос:
Мой сын около года назад умер при исполнении трудовых обязанностей. Я инвалид II группы, узнала о том, что мне должны выплатить соответствующую компенсацию недавно. Куда мне нужно обращаться, чтобы мне ее выплачивали и какие документы надо предоставлять?
Ответ:
Лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику (страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации) с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.
Согласно части 2 пункта 3 ст.15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с изменениями на 30 декабря 2001 года) от 24.07.98 N 125-ФЗ (далее - Закона), лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.
Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
Назначение обеспечения по страхованию, согласно пункту 4 ст.15 Закона, осуществляется страховщиком на основании заявления лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем следующих документов (их заверенных копий):
акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании;
справки о среднем месячном заработке застрахованного;
гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу застрахованного;
свидетельства о смерти застрахованного;
справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного;
справки о нетрудоспособных членах семьи умершего застрахованного;
справки о членах семьи, находившихся на иждивении умершего застрахованного;
справки о том, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего застрахованного не работает и занят уходом за его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинского органа признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе;
справки учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения.
Перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая.
Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком в случае смерти застрахованного не позднее 2 дней со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.
Задержка страховщиком принятия в установленный срок решения о назначении или об отказе в назначении страховых выплат рассматривается как отказ в назначении страховых выплат.
Заявление на получение обеспечения по страхованию и документы (их заверенные копии), на основании которых назначено обеспечение по страхованию, хранятся у страховщика.
В случае отсутствия и невозможности восстановления документов, необходимых для назначения страховых выплат, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, факт нахождения на иждивении умершего застрахованного лиц, имеющих право на назначение страховых выплат, устанавливается судом.
Л.П.Берназ,
юрист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион",
тел.324-66-75, тел./факс 176-78-64
9 июня 2002 года N Ю1963