У сервисного центра отсутствует обязанность по удовлетворению требований покупателя,
поскольку истек гарантийный срок
Вопрос:
Покупатель предъявил требование торгующей организации о возврате денег за сотовый телефон в последний день его гарантийного периода в городе, где отсутствует сервисный центр. Соответственно в центр он попал позже. Сервисный центр отказал в гарантийном ремонте. Правомерны ли его действия?
Ответ:
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 (далее - Законом). Закон определяет, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, следовательно, отношения, вытекающие из вышеизложенной ситуации, регулируются названным Законом.
Пункт 6 ст.5 Закона предоставляет право изготовителю (исполнителю) устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона.
К вышеизложенной ситуации применяются правила ст.18 Закона, поскольку в ней определяются последствия продажи товара ненадлежащего качества. Статья 18 Закона предоставляет право потребителю, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, по своему выбору требовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Названные требования предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, также потребитель вправе предъявить указанные требования изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Из вышеизложенного следует, что если, покупатель обратился после истечения гарантийного срока, у сервисного центра отсутствует обязанность по удовлетворению требований покупателя, поскольку гарантийный срок истек, соответственно действия сервисного центра правомерны, чего нельзя сказать о действиях продавца, что дает право покупателю обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Л.П.Берназ,
юрист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион",
тел.324-66-75, тел./факс 176-78-64
17 июня 2002 года N Ю2010