ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2002 года N ГКПИ2002-413
[Заявление о признании незаконным абзаца 2 пп."б" пункта 4 "Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ", утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 (в редакции постановлений от 5 января 2000 года N 12 и от 15 февраля 2001 года N 117), оставлено без удовлетворения]
___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 августа 2002 года N КАС02-396 данное решение оставлено без изменения.
___________________________________________________________________
Верховный Суд РФ в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д., при секретаре Терентьевой С.В., с участием прокурора Федотовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Назаровой Марии Ивановны о признании незаконным абзаца 2 пп."б" пункта 4 "Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 (в редакции постановлений от 5 января 2000 года N 12 и от 15 февраля 2001 года N 117),
установил:
Назарова М.И. обратилась в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Положения противоречит Федеральному закону "О службе в таможенных органах", Федеральному закону "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и ограничивает ее право на включение в выслугу лет для назначения пенсии, как сотруднице таможенных органов РФ, на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) всего времени службы в отдаленных местностях.
Считает, что Сахалинская область отнесена к отдаленным местностям с сентября 1945 года и с этого времени срок службы в данной местности в соответствии с приведенными выше законами должен засчитываться сотрудникам таможенных органов в выслугу лет на льготных условиях.
Однако оспариваемым пунктом Положения время работы в указанной местности названным сотрудникам засчитывается в выслугу лет только начиная с 21 июля 1993 года.
Полагает, что в соответствии с Конституцией РФ права граждан могут быть ограничены только законом, а не нормативным актом Правительства РФ, как это имеет место в данном случае.
В судебном заседании Назарова М.И. заявленное требование поддержала, но при этом уточнила его и просила признать незаконным только абзац 2 пп."б" пункта 4 Положения в части слов: "с 22 июля 1993 года".
Представители Правительства РФ Наумов А.А. и Грибова Г.Ю. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что до принятия Таможенного кодекса РФ работники таможенных органов пользовались правом на получение пенсии только на общих основаниях. Если бы заявительница ушла на пенсию на общих основаниях, ей было бы полностью включено время работы в отдаленной местности в стаж работы на льготных условиях.
Считают, что оспариваемый пункт Положения требованиям закона не противоречит и прав заявительницы не нарушает.
Выслушав объяснения заявительницы Назаровой М.И., представителей Правительства РФ Наумова А.А. и Грибовой Г.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ, для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством РФ.
Как установлено судом, во исполнение ст.50 указанного выше Федерального закона постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 было утверждено "Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ", согласно абзацу 2 пп."б" пункта 4 которого в выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 время службы (работы) в отдаленных местностях Российской Федерации засчитывается указанным сотрудникам на льготных условиях с 21 июля 1993 года.
По утверждению представителей Правительства РФ, у работников таможенных органов право на пенсию по выслуге лет появилось только с 21 июля 1993 года, т.е. со дня введения в действие Таможенного кодекса РФ, а поэтому и время работы в отдаленных местностях подлежит зачету в выслугу лет на льготных основаниях только с указанной даты.
Данное утверждение представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуто.
Не представлено каких-либо убедительных доказательств в его опровержение и самой заявительницей.
Анализ действующего по этому вопросу законодательства РФ также свидетельствует о соответствии оспариваемого пункта Положения требованиям закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания п.4 Положения в указанной выше части незаконным не имеется.
Довод заявительницы Назаровой М.И. о том, что оспариваемый пункт Положения противоречит законодательству РФ в части указанного в нем срока, с которого подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии время работы в отдаленных местностях, не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на законе.
До вступления в силу Федерального закона "О службе в таможенных органах РФ" положениями ст.436 Таможенного кодекса РФ, введенного в действие, как уже отмечалось выше, с 21 июля 1993 года, впервые было предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов РФ и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям определен постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
С учетом этого постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий и пособий лицам, проходившим службу в таможенных органах РФ, и их семьям", было распространено действие постановления от 22 сентября 1993 года N 941 на лиц, проходивших службу в таможенных органах РФ и организациях Государственного таможенного комитета РФ и имеющих специальные звания.
Как уже указывалось выше, установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии, в том числе времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления лицам, проходящим службу в таможенных органах РФ, отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ.
Правительство РФ, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Оспариваемый пункт Положения определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим службу в таможенных органах РФ, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях, на чем фактически настаивает заявительница в своем требовании.
Согласно ст.5 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" лица, имеющие право на различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.
Следовательно, заявительница при наличии оснований на пенсионное обеспечение по Закону РФ "О государственных пенсиях в РФ" имеет право выбрать пенсию в соответствии с данным Законом, при назначении которой весь период ее службы в таможенных органах РФ в отдаленной местности (Сахалинская обл.) будет включен в трудовой стаж в льготном, полуторном размере.
Другие доводы, на которые заявительница ссылалась в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Заявление Назаровой Марии Ивановны о признании незаконным абзаца 2 пп."б" пункта 4 "Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ", утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 (в редакции постановлений от 5 января 2000 года N 12 и от 15 февраля 2001 года N 117), оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.Редченко
Текст документа сверен по:
рассылка