Вселение граждан в жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с законодательством о норме жилой площади на одного человека,
за исключением супруга и нетрудоспособных родителей
Вопрос:
У меня есть неприватизированная квартира в Московской области, в которой я - ответственный квартиросъемщик. Мои родители, сестра и ее сын недавно переехали из Казахстана в Россию (из своей квартиры они выписались).
Вопрос первый. Имеют ли мои родители право оформить постоянную регистрацию по моему месту жительства и пенсию?
Вопрос второй. Моей сестре отказываются давать постоянную регистрацию. В паспортном столе утверждают, что по закону она может получить только временную регистрацию на срок до шести месяцев. Правомерно ли это?
Вопрос третий. Дочь жены от первого брака прописана вместе со мной. После того как жена купила новую квартиру и зарегистрировалась по новому адресу, в паспортном столе требуют, чтобы из моей квартиры выписалась и ее дочь, так как она мне “не родная”. Правомерны ли действия работников паспортного стола?
Ответ:
Согласно п.2 приложения N 2 к постановлению от 30 марта 1999 года N 241-28 правительства Москвы и Московской области, которым утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, вселение граждан в жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с законодательством о норме жилой площади на одного человека, за исключением супруга и нетрудоспособных родителей. В соответствии с нормами российского законодательства нетрудоспособными родителями признаются отец, мать, если они достигли 60 (мужчины) или 55 лет (женщины) либо являются инвалидами. Следовательно, если ваши родители соответствуют критериям нетрудоспособности, ограничения, связанные с нормой жилой площади, не могут применяться при их регистрации. Иными словами, если ваши родители нетрудоспособны, их обязаны зарегистрировать на вашей площади при любом количестве проживающих. Для вселения на муниципальную жилую площадь необходимо письменное согласие нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних (в том числе - бывших) членов семьи.
В общем виде интересующий вас вопрос о пенсии решен ст.4 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”: “проживающие в Российской Федерации граждане бывших союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором”.
Согласно п.1 Указания Минсоцзащиты РФ от 29 октября 1992 года N 1-91-У “Об обеспечении пенсиями и пособиями лиц, прибывших в Российскую Федерацию из республик бывшего СССР” лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения назначают социальные выплаты только в случаях их регистрации на территории России или признания в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем соответствующего документа, подтверждающего прописку, либо удостоверения о признании обратившегося за пенсией беженцем.
При отсутствии сведений о трудовом стаже заявителю назначается социальная пенсия. В случае если заявитель получал пенсию от органов социального обеспечения других государств, при отсутствии документов, подтверждающих стаж и заработок, ему может быть назначена пенсия в минимальном размере на основании его пенсионного удостоверения или других документов, подтверждающих факт получения пенсии.
Однако в целях установления пенсии с учетом всего выработанного стажа и заработка органы социальной защиты населения должны принять меры по запросу пенсионного дела или других необходимых документов (подтверждающих стаж и заработок) от органов социального обеспечения республик.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Указания Минсоцзащиты РФ от 29 октября 1992 года N 1-91-У назначение пособий и компенсационных выплат лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик бывшего Союза ССР, производится на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, но не ранее чем со дня прописки либо признания беженцем. При этом следует иметь в виду, что документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 года, принимаются без легализации (в ред. письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18).
Порядок применения законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, разъяснен в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года N 1-1-У.
В соответствии с п.18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. После назначения пенсии в России о данном факте ставятся в известность органы, осуществлявшие пенсионное обеспечение лица по прежнему месту жительства. Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.
Лицам, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст.118 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” соответствующий документ не поступил в течение 3 месяцев. В вашем случае применяется изложенный порядок, поскольку ваши родители приехали из Республики Казахстан, являющейся участницей Соглашения от 13 марта 1992 года “О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения”.
В соответствии со ст.1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. По ст.6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств-участников производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Подобную же норму можно найти в Соглашении от 25 ноября 1998 года “О взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ”.
Что же касается отказа вашей сестре в постоянной регистрации и утверждения работников паспортного стола о законности только временной регистрации, то здесь ситуация следующая. Скорее всего, должностные лица паспортного стола ссылались на положения п.10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713. В п.10 этих Правил, действительно, закреплено, что такая регистрация осуществляется на срок до 6 месяцев. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года N 4-П указанный пункт признан не соответствующим Конституции РФ и, следовательно, применяться не может. Получается, что срок своего нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определять сам гражданин. Часть 1 ст.27 Конституции РФ закрепляет право каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это право может быть ограничено в соответствии с ч.3 ст.55 и 56 Конституции РФ, но только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К тому же такие ограничения прав и свобод человека и гражданина допустимы лишь при условии их соразмерности конституционно значимым целям. Именно поэтому Законом РФ от 25 июня 1993 года “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” введена система регистрационного учета граждан и установлен уведомительный порядок регистрации, при котором регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации других прав и свобод. Следовательно, зарегистрироваться ваша сестра имеет право на любой срок, а в спорах с должностными лицами ей следует ссылаться на названное постановление Конституционного Суда РФ.
Перейдем теперь к вопросу о регистрации дочери вашей жены. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в строго определенных случаях:
а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;
б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Иных оснований для снятия гражданина с регистрационного учета действующим законодательством РФ не предусмотрено. Следовательно, в описанной вами ситуации любые действия органов регистрационного учета, направленные на принудительную отмену регистрации, являются неправомерными.
Другое дело, если регистрация дочери вашей жены делает невозможным вселение в квартиру кого-то еще.
Согласно ст.679 ГК РФ и приложению N 2 к постановлению правительства Москвы и правительства Московской области от 30 марта 1999 года N 241-28 в жилое помещение с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. Норма жилой площади установлена ст.38 ЖК РСФСР в размере 12 кв. м на одного человека (в Москве - 18 кв. м общей площади; в Московской области - 12 кв. м). Исходя из количества лиц, зарегистрированных в квартире, вы легко можете посчитать, “вписывается” ли сестра на оставшуюся площадь. Вполне вероятно, что этой площади окажется недостаточно, тогда отказ паспортного стола в ее регистрации правомерен.
В случае отказа в регистрации по месту жительства органы регистрационного учета обязаны в 3-дневный срок со дня получения документов письменно уведомить заявителя о причинах отказа. Отказ в регистрации граждан по месту жительства можно обжаловать, обратившись к вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета (Паспортно-визовое управление ГУВД Московской области) или в суд.
Грудцына Людмила Юрьевна,
член Гильдии российских адвокатов
"Адвокат", N 6, 2002 год
17 июня 2002 года N Э1322