Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901824294.htm


О включении в себестоимость продукции (работ, услуг) представительских расходов  



 Вопрос:

    Каким образом представительские расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг)?
    
    

 Ответ:

    Определение, состав, нормы и нормативы, регулирующие условия включения представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг), даны письмом Минфина России от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (в редакции письма Минфина России от 29.04.94 N 56 и приказа Минфина России от 19.10.95 N 115).

    Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии (Письмо Минфина России от 06.10.92 N 94, п.1). Это определение носит исчерпывающий характер, что следует иметь в виду при отнесении тех или иных расходов к представительским.
    
    Расходы по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседание ревизионной комиссии предприятия, разрешается относить к представительским и включать в себестоимость (при условии их надлежащего оформления) во всех случаях, кроме одного: если заседание ревизионной комиссии вызвано ревизией, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников) предприятия, то затраты, связанные с этим заседанием, нельзя включать в себестоимость продукции (работ, услуг).
         
    Основание: Положение о составе затрат..., пп. 2и.

    Нормативные акты устанавливают следующие условия, при соблюдении которых произведенные предприятием затраты могут быть отнесены к представительским расходам и в этом качестве включены в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения:

    · произведенные затраты должны соответствовать понятию представительских расходов, данному в действующих нормативных актах;

    · затраты должны входить в перечень представительских расходов, установленный нормативными актами;

    · предприятие должно иметь утвержденную его советом (правлением) смету представительских расходов на отчетный год, причем общая сумма представительских расходов по смете не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по соответствующим нормативам, содержащимся в нормативных актах;

    · сумма фактических представительских расходов, относимых на себестоимость для целей налогообложения, не должна превышать сметную сумму;

    · на все представительские расходы, включаемые в себестоимость, должны быть оправдательные первичные учетные документы.
    
     Помимо всего перечисленного предприятиям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, порядок их документального оформления и контроля, в том числе установить круг лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия. Но это является только рекомендацией, а не обязательным требованием.
         
    [Письмо Минфина России от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения", п.1]

    К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
         
    [Письмо Минфина России от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения", п.1]
         
    Это определение носит исчерпывающий характер, что следует иметь в виду при отнесении тех или иных затрат к представительским расходам.
    
    У спортивных организаций кроме вышеперечисленных затрат, общих для всех юридических лиц, к представительским относятся также расходы по приему команд-соперников, спортивных организаций-наблюдателей и организаторов соревнования.
         
    Основание: Письмо Госналогинспекции по г.Москве от 17.11.94 N 11-13/14808.

    Первые нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов для целей налогообложения были установлены письмом Минфина России от 06.10.92 N 94. Они вступили в силу с 1 июля 1992 года и действовали по 31 декабря 1993 года С 1 января 1994 года предельные размеры представительских расходов были увеличены новыми нормативами, которые действуют и в настоящее время. Эти нормативы установлены письмом Минфина России от 29.04.94 N 56 "О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 года N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения".

    Согласно действующим нормативам исчисляемые для целей налогообложения прибыли предельные размеры представительских расходов в год определяются в зависимости от годового объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иного показателя, используемого при определении финансового результата (включая НДС).
         
    Хотя сами нормативы и носят универсальный характер, тем не менее имеется определенная специфика их использования для исчисления предельного размера представительских расходов, которая определяется видом деятельности предприятия.
         
    Организациям, относящимся к торгующим, снабженческим, сбытовым, Госналогслужба России своим письмом от 16.07.96 N ПВ-4-13/52н "Об исчислении представительских расходов и расходов на рекламу в организациях торговли для целей налогообложения" предписала при расчете предельного размера представительских расходов использовать показатель валового дохода от реализации товаров.
    
    Согласно тому же письму Госналогслужбы России от 16.07.96 N ПВ-4-13/52н "Об исчислении представительских расходов и расходов на рекламу в организациях торговли для целей налогообложения" инвестиционные фонды, посредники (финансовые брокеры), инвестиционные консультанты, инвестиционные компании, на которые распространяются указания Госкомимущества России от 25.05.93 N ДВ-2/3498 и Минфина России от 21.05.96 N 62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах" и Минфина России от 10.12.93 N 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 году", для исчисления предельного размера представительских расходов для целей налогообложения используют показатель, определяемый "как разница между выручкой от продажи ценных бумаг и их учетной стоимостью, а также расходов в виде комиссионных, вознаграждений, процентов (доходов) по проданным облигациям, начисленных с момента их последней выплаты". Этот же показатель для данных целей подтвержден в ответе на вопрос 1 в письме Госналогслужбы России от 30.08.96 N ВГ-6-13/616 "По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения".
    
    

Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
Телефон: (812) 186-80-57
E-mail: [email protected]


1 сентября 1997 года N Ю2183