Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901824651.htm


Представительские расходы
    

  

 Вопрос:       

    
    С 15.05.2002 по 17.05.2002 на Нижегородской ярмарке проходила выставка “Великие реки - 2002”, где наша фирма представляла свои товары. Для участия в этой выставке к нам приехали (в командировку) генеральный директор и коммерческий директор ООО (г.Москва), которое является единственным учредителем нашей фирмы. 15.05.2002 был совершен поход в ресторан вместе с нашими гостями.

 
    Возможно ли отнести расходы, которая понесла наша фирма, оплатив ресторанный счет, к представительским расходам (ст.264 НК, п.2)? Какими документами должны оформляться такие расходы, что в них должно быть указано (содержание)?

             

    

 Ответ:      

    
    Желательно, чтобы приказом по предприятию было назначено ответственное лицо за прием представителей с обязательством представления документального подтверждения производственных расходов в утвержденные сроки. Желательно также, чтобы в приказе была отражена необходимость представления отчета ответственного лица о проведении представительских мероприятий в целях доказательства производственного характера встреч, а также подтверждения экономической целесообразности.
    
    В соответствии со статьей 252 и статьей 264 Налогового кодекса РФ :
    
    "1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:
    
    22) представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи;
    
    2. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий (абзац дополнен с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, - см. предыдущую редакцию).
    
    К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
    

    Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.  
    
    Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
    
    Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме".       
    
 

Т.А.Петрова,
генеральный директор ЗАО "Аудитор"

  

9 августа 2002 года N А1542