О применении в черте населенного пункта нормативов
для водного объекта рыбохозяйственного значения
Вопрос:
Областной комитет природных ресурсов выпустил письмо для разработчиков проектов ПДС о том, что при совместном использовании водных объектов будут приниматься наиболее жесткие нормы в соответствии с МУ по разработке ПДС от 1999 года п.3.2.1. Основная цель - заставить разработчиков проектов ПДС принимать в черте населенного пункта рыбохозяйственные нормативы. В то же время в ряде документов однозначно подтверждается, что в черте населенного пункта водный объект является объектом культурно-бытовой категории водопользования (рекреационной, коммунально-бытовой - по разным документам). Как Вы считаете, правомочен ли КПР области требовать применение в черте населенного пункта нормативов для водного объекта рыбохозяйственного значения?
Ответ:
Несмотря на то, что Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты, утвержденные МПР России 23 сентября 1999 года, содержат ссылку об их разработке в соответствии с рядом нормативных правовых актов, ни один из указанных нормативных правовых актов не содержит поручения о разработке МПР России либо иным федеральным органом исполнительной власти данных Методических указаний.
В соответствии со статьей 109 Водного кодекса Российской Федерации порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 1504 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. В соответствии с указанным Порядком нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты разрабатываются водопользователями на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, предоставляемых бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, определенных с учетом целевого использования этих объектов, и утверждаются бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Методических указаний по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты, утвержденных МПР России 23 сентября 1999 года, Методические указания предназначены для использования специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, федеральным органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов и их территориальными органами, федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, водопользователями, а также научно-исследовательскими и проектными организациями, имеющими установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации права на проведение работ, связанных с разработкой нормативов, то есть Методические указания имеют межведомственный характер.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Вышеуказанные Методические указания Минюстом России не зарегистрированы и официально не опубликованы, в связи с чем их применение является нелегитимным.
В то же время существуют иные нормативные правовые акты, устанавливающие, что в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения и народного хозяйства к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Таким нормативным правовым актом являются Правила охраны поверхностных вод, утвержденные Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 года, содержащие подобную норму в пункте 2.5.
Однако с правовой точки зрения признать указанные Правила легитимными также нельзя, поскольку они не прошли государственную регистрацию и официально не опубликованы.
Ни один нормативный правовой акт федерального уровня, имеющий официальный статус, не содержит нормы о том, что в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения и народного хозяйства к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.
На основании изложенного необходимо отметить, что исключительно с правовой точки зрения применение КПР Методических указаний по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты, утвержденных МПР России 23 сентября 1999 года, является необоснованным.
АНО Специализированное юридическое бюро "ЭКОправо"
Москва, а/я 117
тел./факс: (095) 277-13-29
[email protected]
4 сентября 2002 года N Ю2285