Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости
Вопрос:
Мой сын, имеющий высшее образование (инженер), обвиняемый в мошенничестве, содержится в тюрьме в многоместной камере, с хулиганами, наркоманами и психопатами. Он рассказал мне на свидании, что каждый день пребывания в такой камере для него превратился в ад. Он обращался к администрации с просьбой перевести его в более приличную камеру, но получил жесткий ответ: тюрьма не санаторий и сокамерников не выбирают. Конечно, мой сын преступник, но неужели ничего нельзя сделать , чтобы он содержался с нормальными заключенными, такими же, как он?
Ответ:
Конечно, мы сочувствуем вам и вашему сыну, но сначала по существу вашего вопроса. В 1995 году вступил в силу Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Одним из новшеств данного закона впервые за последние много лет стало требование ст.33: размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости.
Эта же норма предусматривает содержание отдельно от других заключенных лиц, обвиняемых в особо тяжких насильственных преступлениях (бандитизм, убийство, разбой, грабеж, изнасилование, вымогательство и др.).
Требование о покамерном размещении обвиняемых с учетом их личности подразумевает не только криминологическую характеристику заключенного (т.е. возможность совместного содержания лиц со сходными статьями УК), но и их образовательный ценз, профессию, здоровье.
К сожалению, в силу переполненности тюрем у администрации не всегда имеется возможность помещать в одну камеру мошенников с мошенниками, инженеров с инженерами и т.д.
Но требование Закона о размещении заключенных с учетом их психологической совместимости, безусловно, должно выполняться. Если в одну камеру с нормальными людьми попадают агрессивные субъекты, то жизнь остальных обитателей камеры действительно превращается в ад. Отсюда внутрикамерные конфликты, имеющие не всегда безобидный финал. И здесь недопустимо администрации СИЗО предоставлять таких заключенных самим себе, руководствуясь принципом "сокамерников не выбирают". Одна из главных задач учреждений уголовно-исполнительной системы - обеспечение надлежащего надзора за заключенными, во избежание правонарушений с их стороны и чрезвычайных происшествий (в том числе конфликтов между сокамерниками). Именно в целях предупреждения подобных ситуаций и приняты нормы, подобные ст.33 вышеназванного закона.
Если же подобные требования закона администрацией игнорируются, то следует обратиться с жалобой в Управление юстиции (в ведении которого ныне тюрьмы и СИЗО) либо к надзирающему прокурору.
Подобные жалобы самого заключенного не всегда доходят до адресата в силу известных, наверное, только администрации СИЗО причин.
Лучший выход в данной ситуации обратиться к квалифицированному адвокату, который быстро и грамотно решит проблему.
К.П.Федоров, доцент
С.В.Соломонов,адвокат
ЮК 55 "Адвокатское бюро Нарышкиных"
Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов
Вознесенский пр., д.41
Тел.: 314-85-27, 312-87-84
(круглосуточно)
9 сентября 2002 года N Ю2333