Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901827033.htm

 

Услуги по охране имущества собственников, оказываемые отделом вневедомственной охраны, не признаются реализацией, а следовательно, не являются объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость

    


 Вопрос:                            

    
    Прошу ответить на вопроc: в связи с принятием Закона Российской Федерации от 29.05.2002 N 57-Ф-З "О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации" внесены существенные изменения в ст.146 НК, которая предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) органов исполнительной власти в тех случаях, когда обязательность выполнять конкретные работы (услуги) не только возложена на них законодательством, но и является их исключительным полномочием в определенной сфере деятельности, а также учитывая Заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ N 01-30/161 от 01.12.2002, где, в частности, говорится: "…средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны за возложенные на них государственных функций, не являются итогом предпринимательской деятельности, имеют иную правовую основу и представляют собой особый, законодательно установленный источник финансировании структурных подразделений органов исполнительной власти".


    Исходя из вышеизложенного, утрачивают ли право на освобождение от НДС подразделения вневедомственной охраны со средств, поступающих по договорам за охрану объектов, являясь источником финансирования?
     

    г.Алдан

 

 Ответ:                                             


    В соответствии с  подп.4 пункта 2  статьи  146 Налогового кодекса не признаются объектом  налогообложения   налогом  на  добавленную  стоимость  "выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных  на  них  исключительных  полномочий  в  определенной сфере деятельности в случае, если  обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов  Российской Федерации,  актами  органов  местного  самоуправления".

           
    Комментируя  эту  норму  права  в  Методических   рекомендациях  по  применению  главы  21  "Налог  на  добавленную  стоимость",  утвержденных  приказом  МНС РФ от 20  декабря  2000 года  N  БГ-3-03/447,  налоговая  служба  пишет:
   
     "При  применении  порядка,  изложенного  в  подпункте 4 пункта 2 статьи 146 следует  иметь  в  виду, что указанный порядок применяется исключительно в тех случаях, когда в федеральных законах или законах субъектов Российских Федерации, а также в актах, принимаемых органами местного самоуправления предусмотрена обязанность  органов государственной власти и местного самоуправления, по оказанию услуг  или  выполнению  работ с возложением на эти государственные органы (или органы местного самоуправления) исключительных полномочий в этой сфере деятельности.
    
    В  частности,  не  облагается  налогом  плата:
    
    - взимаемая  органами юстиции за государственную регистрацию прав на недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним, которая в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок  с  ним"  возложена  на  органы  юстиции;
    
    - взимаемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (включая налоговые органы)  за  проведение ежегодных обследований организаций на соответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности,  которая  в  соответствии с Федеральным  законом  от  8  января 1998 года N 5-ФЗ   "О  сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" возложена на уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти (включая налоговые органы), в порядке, установленном Правительством  Российской  Федерации".
    
    Как   видим  из  текста  рекомендаций,   перечень  обязанностей  органов государственной  власти  и местного самоуправления по оказанию услуг  или  выполнению  работ,  не  облагаемых  налогом,  ограничен  и  не  имеет  расширительного  характера.
    
     В   письме  МНС  РФ  от  29 декабря  2000 года  N   03-4-09/473/33  "О налоге на добавленную  стоимость"   содержится  аналогичное   мнение  и,  кроме  того,  указано,  что   в  соответствии  со  статьей  9  Закона  РФ  "О милиции"   основной задачей подразделений  милиции  вневедомственной охраны  при  органах внутренних дел в том числе является  охрана  собственности.  На  основании  статьи  10 этого Закона  такая охрана осуществляется на основе договоров, заключенных с физическими или юридическими  лицами.
    

    На  основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 услуги по обеспечению безопасности имущества приведены под кодовым обозначением 7492000. При этом под кодовым обозначением  7490000  перечисляются  услуги  в  области  коммерческой  деятельности.
    
    Вместе с тем согласно Общероссийскому классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.76,  услуги  вневедомственной   охраны классифицируются под  кодовым  обозначением  87400.  Данные  услуги  на  основании  этого классификатора  могут оказываться любыми организациями и лицами, осуществляющими частный сыск. При этом группировка 87000 включает виды деятельности  сферы  материального  производства.
       
    Учитывая изложенное, МНС  считает,  что  услуги вневедомственной охраны по охране имущества собственников не относятся к услугам, возложенным на государственные органы (или органы местного самоуправления), исполнение которых является исключительным  полномочием  данных  государственных   органов в этой сфере  деятельности,  в связи с чем услуги вневедомственной охраны по охране имущества  собственников подлежат  налогообложению  на  основании пункта 1 статьи 146  части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации.

    Вместе  с  тем,  складывающаяся   в  последнее   время  арбитражная  практика   свидетельствует  об   ином    мнении   судов   по  данному  вопросу.
          
    Так,   в  постановлении  Федерального  арбитражного  суда  Центрального округа от 19 июля 2002 года  N  А14-1821/59/25, постановлении  Федерального  арбитражного суда Северо-Западного округа от  17  апреля 2002 года  N А42-8376/01-22-778/02, постановлении  Федерального  арбитражного  суда Волго-Вятского округа  от 4 марта 2002 года  N А11-5564/2001-К2-2660  указано на  то,   что услуги  по охране имущества собственников, оказываемые отделом вневедомственной охраны, не признаются реализацией,  а  следовательно, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Суды  указывают на  то,   что   подразделения вневедомственной охраны входят в систему государственных органов власти и им законодательно вменено в обязанность оказание услуг по охране имущества собственников.  Следовательно,  средства, поступающие от организаций  по  договорам за охрану имущества, являются одним из источников их финансирования и налогом на добавленную стоимость не облагаются


    Таким  образом,   Вашему  подразделению  вневедомственной   охраны   придется  отстаивать  свою  точку  зрения   в  суде,  если  она   не  будет  совпадать  с  официальным  мнением   налоговых  органов.
    

 М.Н.Чуприна,
    директор по аудиту
    ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел. (812)320-92-90


18 сентября 2002 года N А1597