ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПРИКАЗ
от 25 сентября 2002 года N 4
Об утверждении типовой инструкции о порядке контроля
целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении
которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей
____________________________________________________________________
Настоящий приказ не применяется с 1 января 2004 года в части, касающейся таможенных органов Российской Федерации - приказ ГТК России от 29 октября 2003 года N 1222.
____________________________________________________________________
В целях унификации порядка таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую типовую инструкцию о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - типовая инструкция).
2. Начальникам таможенных органов Республики Белоруссия и таможенных органов Российской Федерации обеспечить приведение правовых актов, регламентирующих деятельность таможенных органов по контролю целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в соответствие типовой инструкции.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК Республики Беларусь И.И.Дубику и заместителю председателя ГТК России Б.М.Гутину.
Председатель
Таможенного комитета
Союзного государства
М.В.Ванин
Приложение
к приказу Таможенного комитета
Союзного государства
от 25 сентября 2002 года N 4
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров,
в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей
I. Общие положения
1. Настоящая типовая инструкция о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - типовая инструкция), разработана в целях дальнейшей унификации таможенного законодательства Республики Белоруссия и Российской Федерации в соответствии с международными нормами и правилами.
2. Целями контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - контроль), являются:
- обеспечение соблюдения национальных законодательств, международных договоров Республики Белоруссия и Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы государств;
- анализ целевого использования льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в соответствии с национальным законодательством, и в случае выявления нарушений национального законодательства принятие мер по взысканию в бюджет Республики Белоруссии или федеральный бюджет Российской Федерации условно начисленных сумм таможенных платежей и привлечению лиц к ответственности, предусмотренной соответствующим национальным законодательством.
3. Объектами контроля являются условно выпущенные товары, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - товары), контроль целевого использования которых возложен на таможенные органы государств.
Перечень товаров определяется национальным законодательством.
4. Субъектами контроля являются инспекционные подразделения таможенных органов государств, в регионе деятельности которых находится юридическое лицо - получатель товаров (далее - проверяемое лицо) или проживает физическое лицо, являющееся непосредственным конечным получателем товаров.
5. Контроль осуществляется путем проведения проверок целевого использования товаров.
6. Если иное не предусмотрено национальным законодательством, сроки и периодичность проверок целевого использования товаров определяются условиями предоставления льгот по уплате таможенных платежей, видом перемещаемых товаров, объемом и периодичностью их поставок, наличием информации о совершенных проверяемым лицом нарушениях национального законодательства и об имеющейся у него задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов.
В первую очередь проверке подлежат участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), имеющие значительный объем внешнеэкономической деятельности и осуществляющие импорт (экспорт) товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, а также допускающие систематические нарушения национального законодательства.
Аналитическую работу должны осуществлять инспекционные подразделения таможенных органов государств на основе информации обо всех участниках ВЭД, пользующихся льготами по уплате таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Республики Белоруссия и Российской Федерации, с целью определения приоритетных направлений и объектов проверок.
Проверка целевого использования товаров является обязательной в случае, предусмотренном национальным законодательством при ликвидации проверяемого лица.
7. Инспекционные подразделения таможенных органов государств осуществляют контроль на основании:
- календарного плана проведения проверок, утверждаемого начальником таможенного органа;
- оперативных данных, полученных от иных структурных подразделений таможенного органа;
- аналитической информации, получаемой при учете участников ВЭД;
- оперативных данных, полученных от правоохранительных и контролирующих органов;
- информации о ликвидации организаций, которым были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
- заявлений организаций, граждан, органов местного самоуправления;
- поручений органов государственной власти;
- решений судебных органов;
- поручений вышестоящих таможенных органов;
- запросов таможенных органов государств.
II. Этапы проведения контроля
8. Этапы проведения контроля подразделяются на:
- подготовительный этап;
- этап непосредственного проведения проверки целевого использования товаров.
9. На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:
а) анализ поступившей в инспекционное подразделение таможенного органа информации о признаках нарушения участником ВЭД национального законодательства;
б) сбор сведений о проверяемом лице.
Сведения о проверяемом лице должны содержать: организационно-правовую форму, местонахождение проверяемого лица (его филиалов и подразделений), финансовые и банковские реквизиты, фамилии руководителей и лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность, иные сведения;
в) сбор сведений о физическом лице - конечном получателе товаров.
Сведения о физическом лице - получателе товаров должны содержать: фамилию, имя, отчество, место жительства, номер телефона, реквизиты документов, удостоверяющих личность, место работы и должность;
г) изучение нормативных правовых актов национального законодательства (с изменениями и дополнениями), действовавших на момент таможенного оформления товаров и регламентирующих порядок их таможенного оформления, финансово-хозяйственную деятельность, ведение бухгалтерского учета, другие вопросы, касающиеся как проверяемого лица, так и объекта проверки;
д) анализ имеющихся в распоряжении таможенного органа документов, а именно:
- грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных за проверяемый период;
- основного комплекта документов, предъявленных при таможенном оформлении товаров, в том числе на иностранном языке;
- внешнеторговых и других договоров и контрактов, на основании которых осуществлялась поставка товаров, дополнительных соглашений к ним (если они предусмотрены);
- документов об исполнении договоров и контрактов (счета-фактуры, инвойсы, счета-проформы, паспорта сделок, транспортные накладные, авианакладные, акты приема-передачи и т.п.);
- документов, подтверждающих осуществление контроля со стороны других государственных контролирующих органов Республики Белоруссия или Российской Федерации соответственно, если ввозимые товары подлежат такому контролю (сертификат соответствия, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные свидетельства, разрешения, лицензии и другие документы);
- соответствующих разрешений органов власти, министерств и ведомств, предусмотренных национальным законодательством и необходимых при таможенном оформлении товаров;
- обязательств получателя товаров об их целевом использовании либо распоряжении в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
- иных документов.
При проверке данного комплекта документов необходимо обращать внимание на следующее:
- соответствуют ли условия ввоза условно выпущенных товаров условиям предоставления льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении;
- выполнены ли документы на бланках установленных форм;
- имеются ли все реквизиты (печати, штампы, подписи и т.д.), не противоречат ли они содержанию документа;
- соответствуют ли подписи и печати на разрешительных документах установленным образцам;
- соответствуют ли сведения документов, которые представлялись в таможенный орган при оформлении условно выпущенных товаров, сведениям аналогичных документов, имеющихся в делах проверяемого лица;
е) анализ представленных в соответствующие сроки участником ВЭД в таможенный орган документов, установленных национальным законодательством, для подтверждения целевого использования товаров;
ж) установление случаев использования участником ВЭД товаров либо распоряжения товарами в целях, отличных от тех, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, с разрешения таможенного органа;
з) сбор и анализ материалов предыдущей проверки участника ВЭД, проведенной таможенными, а также иными государственными контролирующими органами Республики Белоруссия или Российской Федерации;
и) направление запросов в национальные банки и кредитные учреждения в случаях, предусмотренных национальным законодательством для получения сведений об операциях участника ВЭД, о состоянии его счетов и оборотов по ним, и т.д.;
к) определение круга вопросов, подлежащих проверке, т.е. составление плана (программы) проведения проверки (устного опроса);
л) определение состава группы проверки;
м) принятие мер с учетом особенностей проверки (устного опроса) по обеспечению группы проверки:
- нормативными правовыми актами национального законодательства;
- бланками документов, используемых в ходе проведения проверки (устного опроса);
- техническими, автотранспортными и иными средствами, необходимыми для оперативного проведения проверки.
10. После проведения всех подготовительных мероприятий осуществляется непосредственно проведение проверки целевого использования товаров.
11. Порядок организации и проведения проверки определяется иными нормативными правовыми актами национального законодательства государств.
12. При проведении проверки целевого использования товаров применяются, совместно или в отдельности, следующие формы таможенного контроля:
- проверка наличия товаров у проверяемого лица;
- проверка коммерческих, бухгалтерских и других документов, относящихся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами у проверяемого лица;
- устный (письменный) опрос должностных лиц проверяемого лица, а также физических лиц - конечных получателей товаров.
При необходимости могут применяться иные формы таможенного контроля, предусмотренные национальным законодательством.
13. С целью проверки соблюдения условий получения проверяемым лицом льготы по уплате таможенных платежей необходимо проверить:
- наличие всех необходимых для получения льготы по уплате таможенных платежей документов, их соответствие требованиям, установленным национальным законодательством;
- соответствие категории товаров условиям, установленным документами, на основании которых получены льготы по уплате таможенных платежей (наименование, номенклатура, вес, количество, марка, степень обработки, физические/химические свойства, код, стоимость, цена или иное). Для установления соответствия необходимо сопоставить сведения о товарах, содержащихся в коммерческих, транспортных документах проверяемого лица, а также в регистрах бухгалтерского учета (документы годовой и квартальной отчетности, главная книга, журналы-ордера, ведомости, оборотные ведомости, материальные отчеты, компьютерные распечатки движения по счетам в случае ведения бухгалтерского учета в электронном виде, кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов, карточки складского учета, акты приема-передачи основных производственных фондов и другие документы) с документами, представленными при таможенном оформлении товаров;
- соблюдение квот по количеству, стоимости и иным характеристикам товаров в случаях, предусмотренных национальным законодательством;
- сроки ввоза товаров, предъявления их к таможенному оформлению и заявлению в соответствующем таможенном режиме, сроки формирования уставного капитала (для предприятий с иностранными инвестициями) и иные сроки в зависимости от условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
14. С целью контроля целевого использования товаров необходимо:
- проанализировать по регистрам бухгалтерского учета дальнейшее движение товаров, уточнить у должностных лиц проверяемого лица, в подотчетность которым переданы товары, порядок их распределения и использования, в том числе проверить имеющуюся у проверяемого лица коммерческую и иную информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами (коммерческие заказы, договора или контракты купли-продажи, аренды/лизинга, счета-фактуры, счета-проформы, товаротранспортные накладные, внутренние накладные и другие), деловую корреспонденцию (письма, факсимильные сообщения, телексы, телеграммы, соглашения, уведомления о закупке и другие), банковские документы;
- проанализировать движение денежных средств на соответствующих счетах, перевод денежных средств, обращая внимание на тот факт, по каким контрактам и в счет оплаты каких операций перечислены денежные средства;
- произвести сличение имеющихся у проверяемого лица выписок банков по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, документов, послуживших основанием для производства указанных записей с их копиями, копий платежных документов с платежными поручениями, полученными из банков;
- проверить порядок осуществления переработки товаров в случаях ввоза товаров, в отношении которых условием предоставления льгот по уплате таможенных платежей является их дальнейшая переработка.
15. С целью получения документального подтверждения целевого использования товаров необходимо осуществить проверку наличия товаров путем осмотра производственных, складских, торговых и иных помещений. Порядок проведения осмотра определяется нормативными правовыми актами национального законодательства.
16. При возникновении необходимости установления фактического наличия товаров в целях сопоставления с данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, данными бухгалтерского, складского, аналитического учета проверяемого лица, сведениями, содержащимися в коммерческих и иных документах, может осуществляться инвентаризация товаров. Инвентаризация товаров осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами национального законодательства.
17. В ходе проверки у должностных лиц проверяемого лица, а также физических лиц - конечных получателей товаров могут быть получены устные/письменные объяснения либо проведен письменный опрос о фактах получения и использования товаров.
Порядок проведения опроса, а также составления акта опроса определяется нормативными правовыми актами национального законодательства.
18. Если проведение устного/письменного опроса должностных лиц проверяемого лица, физических лиц - конечных получателей необходимо в отношении лиц, проживающих вне региона деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного органа направляется запрос о его проведении.
Запрос должен содержать:
- основание для проведения опроса;
- фамилию, имя, отчество лица, в отношении которого необходимо провести опрос;
- сведения о местожительстве лица, телефоне;
- перечень вопросов, которые необходимо задать опрашиваемому лицу.
К запросу прилагаются копии имеющихся документов, которые необходимо проверить или на основании которых необходимо провести опрос.
19. Проверка фактов передачи и использования товаров конечными получателями в целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, осуществляется путем проведения выборочных встречных проверок, заключающихся в сопоставлении имеющихся у проверяемого лица документов и данных с соответствующими документами и сведениями, представленными лицами, определенными конечными получателями товаров в соответствии с национальным законодательством, а также путем проведения устного опроса должностных лиц проверяемого лица, физических лиц - конечных получателей товаров.
Основанием для проведения встречной проверки является необходимость установления достоверности коммерческих операций, отраженных в первичных документах проверяемого лица, либо в случае отсутствия надлежащих первичных документов.
20. Если проведение встречной проверки необходимо в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность вне региона деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного органа направляется запрос о ее проведении.
Запрос должен содержать:
- основание для проведения встречной проверки;
- наименование лица, в отношении которого необходимо провести встречную проверку;
- сведения о местонахождении проверяемого лица;
- вопросы, требующие проверки;
- номенклатуру товаров;
- перечень документов, которые необходимо проверить;
- другую дополнительную информацию, позволяющую после ее проверки и подтверждения выявить факт нецелевого использования товаров.
К запросу прилагаются копии имеющихся документов, на основании которых необходимо провести встречную проверку.
21. Для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации (Республики Белоруссия) в целях, отличных от тех, в связи с которыми предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, необходимо направить запрос в таможенные или налоговые органы государств, где зарегистрирован один из участников внешнеэкономической сделки для проведения встречных проверок, получения копий необходимых документов, а также подтверждения (уточнения) иной финансово-экономической операции, которая связана с основной внешнеэкономической сделкой.
22. В зависимости от вида предоставленной льготы по уплате таможенных платежей и условий ее предоставления, а также в случае выявления в ходе проверки либо при наличии оснований полагать (например, наличие контрактов, договоров, платежных документов), что товары ввезены на территорию в иных целях, чем те, в соответствии с которыми предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, перечень вопросов и документов может быть расширен, а также проведен дополнительный круг проверочных мероприятий в отношении лиц, переместивших товары через таможенную границу Российской Федерации, Республики Белоруссия, а также фактически участвующих в их использовании, реализации и распоряжении ими.
III. Заключительные положения
23. По результатам проверки уполномоченными должностными лицами инспекционного подразделения, участвовавшими в проверке, составляется акт (справка) проверки.
Порядок оформления акта (справки) проверки регламентируется нормативными правовыми актами национального законодательства.
24. В случае выявления фактов использования товаров в целях, отличных от тех, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, таможенные платежи, начисленные в отношении таких товаров, не уплаченные в связи с применением льгот, подлежат уплате (взысканию) в соответствии с установленным национальным законодательством порядком.
25. При обнаружении в ходе проведения контроля признаков нарушений национального законодательства оформляются протоколы об административном правонарушении или протоколы о нарушении таможенных правил в соответствии с требованиями национального законодательства.
Начальник Управления
таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
А.Л.Волков
Текст документа сверен по:
рассылка